Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рабочая совесть\колонка Харатьяна

Заместитель главного редактора газеты «Ведомости»

Повезло: попал на представление оперы В. А. Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины») итальянского театра Piccolo di Milano в постановке великого режиссера Джорджо Стрелера. Выдающаяся, надо сказать, постановка: ничего лишнего, остроумная сценография, масса прекрасных режиссерских идей и чистые, славные голоса. Может, не самые великие голоса, но в обрамлении такой постановки большего, кажется, уже и вынести нельзя будет, так это здорово. И оркестр неплох.

И хорошо видно, как они работают, эти итальянцы или кто они там по национальности. Не натужно, легко, с удовольствием — но именно работают, выкладываются, даже, наверное, прыгают выше головы, возбужденные чрезвычайно радушным приемом не очень-то разбалованной хорошими оперными спектаклями московской публики.

За две примерно недели до того пришлось (ну, или довелось) мне беседовать с депутатом Государственной думы Андреем Разиным, который широкой публике известен по проекту «Ласковый май», который Разин продюсировал. Речь у нас с ним шла о «фанере», то есть о пении под фонограмму, и он яростно отстаивал необходимость и даже полезность этого, говоря, что вживую певцы не в состоянии вынести три концерта в день по три часа в течение месяца или полутора; а публике, говорил он, главное — вовсе не слышать живые голоса кумиров, а просто видеть их, наслаждаться их движениями на сцене. И что вся, без преувеличения, современная русская попса поет под фонограмму. Ну и наконец, что весьма важно для продюсера, «фанерные» концерты приносят гораздо больше денег, чем живые — не надо аппаратуру с собой таскать, настраиваться, не надо следить за здоровьем музыкантов... и в таком духе.

Дискуссия наша с Разиным привела нас к выводу, что все-таки, видимо, профессии певца просто и певца под фонограмму — разные. Вряд ли, действительно, «фанерный» певец смог бы зажечься и прыгнуть выше головы от сколь угодно радушного приема московской ли или любой другой публики.

Ну а поскольку Разин — депутат, мне в голову не могли не полезть мысли о том, что «фанера» — характерная черта не только современной российской эстрады, но и, видимо, современной российской политики.

Может, так и надо, но я уже долгое время совершенно не наблюдаю того, чтобы какие бы то ни было зрители-слушатели российских политических концертов (в любом их виде) зажигались от выступлений политиков — и наоборот, чтобы политики, чувствуя восторг зала или площади, раскрасневшись от прихлынувших эмоций, пошли бы прыгать выше своей головы и ораторствовать так, как это умели вожди сравнительно недавнего прошлого. Даже вот Ельцин, ну, в раннюю эпоху своего нахождения у власти.

Дело даже не в том, что рядовому избирателю скучно на них, нынешних, глядеть, а в том, что совершенно ничего интересного они, бедные, выдавить из себя не способны. Можно было бы, конечно, счесть эту неспособность очередным проявлением несвободы, которая царит в российской политике — если бы того же рода «фанера» не звучала из уст самого свободного из российских политиков, по определению не скованного никаким страхом и никакой цензурой, я имею в виду, ясное дело, Путина Владимира Владимировича.

Вот в субботу происходила публичная порка Анатолия Чубайса (тоже, кстати, не способного, кажется, уже сменить пластинку — по крайней мере в политической своей ипостаси), и президент, нахмурив брови, сказал, как бы ни к кому не обращаясь, что надо бы выяснить, все ли у чубайсового РАО ЕЭС в порядке с налогами.

С одной стороны, надо бы понять так, что пожары случаются в России от неуплаты налогов; с другой же стороны — прямо заныло все внутри от очередного прослушивания унылой записи про налоговые преступления крупного бизнеса, из-за которых все в России и плохо.

Ну допустим даже, крупный бизнес — все сплошь налоговые недоплательщики. (Анатолий Чубайс, если помните, при начале «дела ЮКОСа» примерно это и говорил прямо в камеру, телевизионную.) Но фонограмма с записью текста об этом появляется в эфире под шевеление губ правителей далеко не на каждом политическом концерте, а только приуроченном к чему-нибудь эдакому.

Не испытываю желания вдаваться в подробности современной политической ситуации и особенности воспроизведения тех или иных фонограмм по тем или иным поводам. Просто сожалею, что у российских политиков совершенно нету такого понятия, как рабочая совесть. То есть желания вне зависимости от обстановки с толком, тщанием и напряжением сил выполнять свою работу.

А не рот открывать.

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости