Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Кровную месть еще никто не отменял»

Отец убитого в Вене экс-телохранителя Рамзана Кадырова рассказал о подробностях расследования

В Австрии продолжается расследование убийства Умара Исраилова, работавшего охранником президента Чечни Рамзана Кадырова. «Газета.Ru» поговорила с отцом Умара Али Исраиловым.

— Что нового в расследовании убийства вашего сына, Умара Исраилова? После того как его застрелили в центре Вены в январе, сообщалось, что по подозрению в причастности к убийству были задержаны семь чеченцев.

— Я знаю имя и фамилию задержанного, которого полицейские называют Отто Кальтенбруннер. Его настоящая фамилия — Эдилов, он из Гудермеса. Один из его бывших коллег рассказал мне, что в прошлом году он уволился с работы и уехал из Австрии в Чечню, а вернувшись, показывал соседу фотографии с мобильного телефона, где он стоит в обнимку с Рамзаном Кадыровым. После этого к Эдилову в Вену стали ездить какие-то странные люди из Чечни. От одного из знакомых сына я знаю, что они встречались и с Умаром и даже угрожали ему.

Этот Эдилов следил за моим сыном в последние дни. Он и подвозил киллеров. Не знаю, почему в прессе этого не пишут, но ведь после задержания Эдилова у него дома был обыск. Полицейские нашли 500 тыс. евро наличными. Он что, через границу в мешке привез их? Нет. Эти киллеры из Чечни с оружием ехали? Тоже нет. Все это дело крышует ФСБ в российском посольстве, и мне обратного никто не докажет. Я не знаю, что за порядки у австрийских полицейских.

— Полиция сообщала, что за несколько месяцев до убийства вашего сына еще кто-то встречался с ним и угрожал. Вы что-нибудь об этом знаете?

— Этот человек, имени его я не знаю, приезжал из Чечни и искал встречи с Умаром. Как выяснилось, он родом из Гелдыгена, работал преподавателем иностранных языков. Просил поехать с ним в Словакию: якобы там жил человек, который занял у него $300 тыс., ссылаясь на Умара, как на гаранта. Короче, звал сына на очную ставку с должником и даже обещал за это заплатить. Умар понимал, что это чушь, и в Словакию не поехал. Он взял своих друзей, встретился с этим чеченцем за городом и поговорил с ним. Один из друзей сына записал этот разговор на диктофон. Чеченец рассказал, что его прислал Рамзан Кадыров, чтобы любым способом привезти Умара в Чечню или уничтожить. И в Словакию он его звал, чтобы оттуда увезти в Россию: там на Умара, который получил в Австрии политическое убежище, этот иммунитет не распространялся. Российская Генпрокуратура, еще когда сын был жив, направила в Австрию запрос на его выдачу России. В запросе стандартный набор преступлений, которые делал любой чеченец (имеется в виду участие в незаконном бандформировании. — «Газета.Ru»). Австрия запрос отклонила. Но на арест Умара был международный ордер. Если бы он покинул территорию Австрии, его можно было арестовывать.

Под конец той беседы чеченец предупредил Умара: «Я убивать тебя не хотел, но после меня придут другие люди».

Спустя несколько дней этот человек снова попросил встречи с сыном. Умар известил об этом полицию. Они решили встретиться в кафе. С сыном пошел полицейский в штатском. Они сидели и ждали. А выяснилось, что за 15 минут до встречи «преподаватель» сам пошел в полицию и заявил, что Умар ему угрожает. Полицейскому, который ждал с сыном в кафе, позвонили из участка. Он ответил, что того человека нужно задержать. На допросе тот чеченец рассказал, что у чеченских властей есть список из 5 тыс. чеченцев, сбежавших в Европу, которых обязательно нужно вернуть. 300 из них подлежат уничтожению. 50 человек из 300 проживают в Австрии.

— Если полиция обо всем знала, как она допустила убийство?

— Такая вот полиция. Того человека, который звал Умара в Словакию, после допроса отправили в Москву. Просто выдворили, предупредив, что при повторном визите в Австрию его посадят. После этого Умар стал жить у одного из своих друзей-австрийцев, потому что полиция никакой охраны к нему не приставляла, но потом вернулся в свой дом. В декабре — январе сын почувствовал, что за ним следят. Каждый раз, когда он замечал за собой слежку, он звонил другу и сообщал ему обо всем. Друг записывал дату и время и в итоге написал заявление в полицию с просьбой предоставить охрану для Умара. Но никто ничего не сделал.

С полицией тоже не все так просто. У них есть такая служба внутренней разведки, и там был аккредитован один сотрудник ФСБ — полковник Саид-Селим Пешхоев, который был министром внутренних дел при отце Кадырова. У него был свой кабинет в центре Вены в этом ведомстве. Он работал как раз в отделе по Чечне. Все дела, которые есть на местных чеченцев, в том числе и политических беженцев, предоставлялись ему для изучения.

— Умар должен был стать главным свидетелем в судебном процессе против Кадырова, инициированном Европейским центром по защите конституционных прав и прав человека. Он должен был рассказать, как президент Чечни пытал его в Центоройской тюрьме, а потом ему удалось бежать в Австрию. За что пытали вашего сына?

— Я тогда (во время второй чеченской кампании. — «Газета.Ru») жил в Дагестане, а Умар оставался в Чечне. И он, и его сверстники вынуждены были воевать в сопротивлении. Тогда Умара и еще двух человек поймали федералы и привезли в Центорой. Там был и Кадыров. Двоих сразу отпустили, потому что они под пытками рассказали то, что представителям федеральных войск было нужно. Умар ничего не рассказывал, и его отпускать не стали. Когда все поняли, что он ничего не скажет, Рамзан предложил ему работать на него. В противном случае он пообещал, что в тюрьму привезут жену и бабушку Умара — и будут их насиловать у него на глазах. Умар знал, что так будет, и потому согласился. Тем не менее доверять ему Рамзан не стал.

Вопрос об отъезде в Австрию встал ребром, когда Умара назначили командиром взвода, который курировал наше родное село Мескер-юрт. Там жили его сверстники и друзья, которые были в сопротивлении. Он их всех отлично знал. Рамзану было нужно, чтобы он зачистил это село. Я к тому моменту уже переселился в Грозный и позвал Умара к себе, спросив, зачем он на это пошел. Сын ответил, что его не спрашивают. Я тогда сказал ему: если ты хоть кого в Мескер-юрте тронешь, я тебя сам убью. Если не тронешь, то сам под пресс пойдешь. И так нельзя, и этак нельзя. Он сказал, что не может уехать из-за меня. Я сказал, что это не его проблема. Через две недели после его отъезда пришли за мной.

— Вас тоже увезли в тюрьму?

— Да, ко мне на работу приехали люди в форме и сказали, что Рамзан хочет поговорить со мной. Мы поехали в Центорой. Там я пробыл четыре дня. Одну ночь я провел в камере, а потом трое суток я провел в спортзале. Там стояли тренажеры. К ним обычно пристегивают посетителей — нас. Ни разу не видел, чтобы на них кто-то занимался. Еще там был бильярдный стол — на нем охранники катали шары, когда им нечего было делать. Обычно они заняты пытками людей, которых туда привозят, а этот конвейер работает постоянно. Помимо меня в тюрьме находилось еще около восьми человек. Одного я знал, это был мой сосед по селу, ровесник Умара. Он меня тоже узнал, пытался заступиться, когда меня били, но его быстро успокоили прикладами. Один раз я даже видел там Кадырова. Он заходил в этот спортзал, а я в тот момент лежал побитый как собака.

Потом, 1 декабря, нас перевезли в Гудермес, в штаб АТЦ (Антитеррористический центр. — «Газета.Ru»). Это двухэтажное здание. Там в подвале три камеры. В одной из них сидел и я. Там пытки гораздо интенсивнее.

— Что за пытки применялись в этих тюрьмах?

— В Центорое просто избивают. Они бьют чем попало: прикладами, ногами, палками, чем хочешь. Бьют везде. Сделают калекой — ничего страшного, нигде те люди, которых туда привозят, не фиксируются. В Гудермесе меня уже никто не трогал. Там я просто сидел в камере три на четыре метра с деревянным настилом. Туда только подбрасывали избитых, часто там же и забивали насмерть.

Со мной там никто никогда не разговаривал, не объяснял, почему я тут, не спрашивал, кто я такой. Со мной пошли на контакт только спустя три месяца. Я не мылся все это время, не брился. Я вонял как псина. Я тогда сказал охранникам: «Даже в тюрьме людям дают искупаться, посмотрите, во что вы меня превратили». Хорошо, зима была, а если б было тепло, то у меня вши бы завелись. Тогда меня один раз сводили в баню в Гудермесе, а потом в парикмахерской побрили налысо.

— Однако потом вам удалось сбежать из этой тюрьмы и уехать в Норвегию. Как вам это удалось?

— Я не сбежал, меня отпустили. 11 месяцев и 4 дня я был там. В 2005 году 4 октября, в первый день месяца Рамадан, они отпустили там всех. Там нас было много. Единственный, кто там остался и чью судьбу я не знаю, — это отец Доку Умарова. Потом мне удалось уехать из России с помощью одного европейца, но об этом я не могу рассказывать. Я уехал на том условии, что мне помогут через суд лишить Кадырова власти.

— После отъезда в Норвегию вы вместе с сыном подали против Кадырова иск в Страсбургский суд. После убийства вашего сына вы не боитесь, что этот иск может принести вам еще больше проблем?

— Я кроме Аллаха ничего на этом свете не боюсь. Продолжать добиваться справедливости через суд я просто обязан. Меня ничего кроме смерти не остановит. Я думал, что если нам удалось уехать живыми, то я вырвался оттуда. У меня было только желание сделать все что угодно, чтобы остановить Кадырова, лишить его власти через суд.

Теперь если не я им отомщу, то мои дети. Если не мои, то дети Умара. Кровную месть еще никто не отменял.

Новости и материалы
ВС РФ ударили по ж/д вокзалу в Херсоне
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Все новости