Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Родственников отдалят от госзакупок

В законе о федеральной контрактной системе предлагается законодательно запретить возможность участия родственников в госзакупках

Яна Милюкова 31.10.2013, 21:02
Минэкономразвития намерено бороться с конфликтом интересов в госзакупках и запретит родственные... «Газета.Ru»
Минэкономразвития намерено бороться с конфликтом интересов в госзакупках и запретит родственные связи между членами конкурсных комиссий и участниками конкурсов

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать, что члены конкурсных комиссии по госзакупкам и руководство заказчиков не могут состоять в родственных отношениях с участниками госзакупок, чтобы исключить возможность конфликта интересов. Представители организаций по борьбе с коррупцией считают расширение «списка конфликта интересов» правильным, однако полагают, что мера уже неактуальна.

Минэкономразвития предлагает внести изменения в закон о Федеральной контрактной системе и прописать отдельно, что между участником закупки и заказчиком не должно быть родственных связей.

В поправках к федеральному закону «О контрактной системе в сфере госзакупок», которые опубликованы на портале раскрытия информации, предлагается внести изменения в статью 31. В ней прописываются требования к участникам закупок.

Минэкономразвития предлагает установить, что

глава компании или ведомства-заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий не могут состоять в браке или являться близкими родственниками с физическими лицами, которые являются участниками госзакупок, — индивидуальными предпринимателями или руководителями компаний, а также владельцами компании, которая участвует в госзакупках (более чем 10% голосующих акций либо долей прямо или через юрлиц).

Также в поправках прописано, что заключенный контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность представителей заказчика или члена комиссии по закупкам в заключении такого контракта. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2014 года.

Предложение расширить список возможного конфликта интересов ранее поступало от организаций по борьбе с коррупцией. Включить пункт про запрет на родственные отношения между заказчиками и членами конкурсных комиссий и участниками госзакупок предлагала ранее в этом году глава Transparency International Russia Елена Панфилова. Представители этой организации входят в состав рабочих групп по подготовке закона о Федеральной контрактной системе. За расширение «списка конфликта интересов» высказывались и представители Фонда борьбы с коррупцией, которые привлекались в качестве экспертов при подготовке положений закона, рассказали «Газете.Ru» в этих организациях.

В феврале нынешнего года Счетная палата оценивала общий объем нарушений по госзакупкам в 1 трлн руб. по итогам 2012 года. По данным контрольного ведомства, 70% сверхдорогих контрактов на общую сумму 1,5 трлн руб. проводятся с нарушением конкуренции.

Точной статистики по контрактам, заключенным при условиях, которые Минэкономразвития планирует запретить, нет. Таких случаев мало, говорит «Газете.Ru» юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Среди последних громких — история в Калининграде, когда летом этого года научно-производственная компания «Аматэл» получила контракт на поставку шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов в три больницы Калининградской области за 13 млн руб. Конкурс организовывало областное Конкурсное агентство, которое подчиняется правительству региона. Компания принадлежала брату и матери губернатора Калининградской области Николая Цуканова. О возможном конфликте интересов участник конкурса не сообщил.

Конкурент «Аматэла» не был допущен до участия в конкурсе по формальной причине ошибок в оформлении документации. В техзадании было указано, что длина и ширина облицовочного стального листа должна составлять «не менее 6100 мм» и «не менее 1080 мм». В заявке конкурента значилось «6100 мм, 1080 мм». Ранее «Аматэл» уже побеждал в конкурсе областного правительства на поставку модульного фельдшерско-акушерского пункта, а также получал заказ от администрации Гусевского городского поселения, когда Цуканов был мэром Гусева.

В 2011 году Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области заключило контракт на строительство квартир с компанией «Гусевский микродвигатель», которое принадлежит Светлане Цукановой, супруге губернатора Калининградской области.

Истории, когда в госзакупках прослеживаются такие явные связи между родственниками, встречаются в основном на региональном и муниципальном уровнях,

полагает юрист Transparency International Russia Денис Примаков.

«В целом такие случаи — когда выясняется, что заказчиками по контракту и победителями конкурса являлись родственники, — это фактически уже прошлое.

Случаев, когда на торги приходят аффилированные компании, много. Но формально они не связаны. И сейчас в ходу сложно аффилированные схемы. И доказать заинтересованность и сговор между участниками становится все сложнее», —

добавляет Любовь Соболь.

Чиновники уже сейчас обязаны заявлять о личной заинтересованности и возможном конфликте интересов, согласно федеральному закону «О противодействии коррупции». Механизм заявления четко прописан, говорит глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Однако таких заявлений — единицы, сетует он.

«Не стоит забывать, что схему с родственниками можно обойти. Есть компании друзей и знакомых. В итоге мы придем к тому, что прописанные в законе нормы и ограничения не приведут к существенному сокращению нарушений при госзакупках, — говорит «Газете.Ru» Кабанов. — Кроме того, стоит учесть, что существенным пробелом в законодательстве является то, что в Гражданском и Уголовном кодексах отсутствует понятие «фактический бенефициар».

Это, по мнению Кабанова, усложняет правоприменительную практику в делах о нарушениях при госзакупках.

Контроль за закупками с участием родственников призвано усилить уже принятое в сентябре этого года постановление правительства.

Согласно документу участники госзакупок должны раскрывать информацию о бенефициарах и органах управления компаний, участвующих в конкурсе по госконтрактам стоимостью свыше 1 млрд руб. для федеральных нужд и 100 млн руб. — для региональных и муниципальных. Также по таким контрактам нужно сообщать информацию о соисполнителях и субподрядчиках по контракту, если они заключили договор с участником закупки, цена которого составляет более 10% от общей цены контракта.

Однако ранее эксперты указывали, что эта норма может оказаться нерабочей, поскольку контракты можно дробить на более мелкие лоты. Это понесет за собой дополнительные расходы для заказчиков и отложит заключение контракта по времени, возражал в разговоре с «Газетой.Ru» федеральный чиновник финансово-экономического блока правительства.