«Сидеть в клетке»: какими будут школы после пандемии

Как новый режим работы школ отразится на психике детей

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Новый режим работы школ, который Роспотребнадзор рекомендует ввести при сохранении рисков распространения COVID-19, в долгосрочной перспективе может обернуться невротическими расстройствами у детей, сообщили «Газете.Ru» психологи. Так, обучение школьников в одном и том же классе в течение всего дня, предложенное ведомством, способно навредить психике подростков, которые привыкли перемещаться между кабинетами. Не менее опасны запрет на общение с учениками других классов и отмена массовых мероприятий, считают эксперты.

С утра до вечера в одном классе

Дети могут приобрести невротические расстройства, если школы будут соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по организации учебного процесса после пандемии COVID-19. Об этом «Газете.Ru» сообщила глава отдела неотложной психиатрии и помощи центра психиатрии и наркологии имени Сербского Анна Портнова.

Еще в мае Роспотребнадзор опубликовал правила эпидемиологической безопасности, которым должны будут следовать образовательные учреждения, если им разрешат возобновить работу в условиях сохранения рисков распространения коронавируса нового типа.

Согласно этим рекомендациям, за каждым классом должно быть закреплено учебное помещение — в нем ученики будут находиться на протяжении всех уроков. Специалисты в области психиатрии и психологии уверены: постоянное нахождение в одном и том же замкнутом пространстве может навредить прежде всего подросткам, которые, как правило, за день посещают несколько классов.

«Дети всегда такие внешние воздействия воспринимают плохо — особенно в подростковом возрасте. Если ребенок не будет сменять умственную деятельность физической активностью, не покидая одно замкнутое пространство, то это навредит его психике — также он будет быстрее уставать»,

— подчеркнула психиатр Портнова в разговоре с «Газетой.Ru».

Клинический психолог Оксана Старостина также считает, что детей нельзя ограничивать в перемещениях. «Надо оставить все традиционно: пускай дети выходят, бегают, общаются, перемещаются между классами. Если они будут сидеть в этой клетке с восьми утра до шести вечера, то точно ничего хорошего не выйдет. Они будут, как крысы полевые, будто на них эксперимент проводят», — заявила эксперт «Газете.Ru».

«Максимальное разобщение»

Кроме того, если школы решат придерживаться нововведений, предложенных Роспотребнадзором, детям запретят общаться с учениками других классов во время перемен и на прогулках.

«Пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп)», — сказано на сайте ведомства.

По возможности школам также рекомендуют сократить число учеников в одном классе и не собирать детей из разных классов в одной группе «продленки». «Это, безусловно, негативно повлияет на психику ребенка. Дети общаются не только на уровне своего класса: у кого-то есть друзьями за его пределами, романтические увлечения опять же. Но если это необходимо, то из двух зол надо выбирать меньшее. Если в приоритете здоровьесбережение, значит, надо придерживаться правил», — сообщила «Газете.Ru» психолог Татьяна Семенко.

Оксана Старостина также подчеркнула, что общение с детьми вне класса важно для развития ребенка — его социализации.

Запрещается в школе, по рекомендациям Роспотребнадзора, проводить и массовые мероприятия. «Любые внеучебные занятия развивают социально-коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, творческий потенциал. Конечно, катастрофы не будет, если на какое-то время это прекратится, но в целом внеучебная деятельность очень полезна», — заявила психиатр Портнова.

Тем не менее Старостина считает, что нельзя отменять массовые мероприятия для детей, так как и вне пандемии COVID-19 их было достаточно мало. «Проведение подобных мероприятий очень важно, их как раз не хватает, лучше б над этим подумали. Не надо детей ограничивать — пускай бегают, резвятся», — сказала психолог.

«Накапливается стресс»

Помимо вышеперечисленного, Роспотребнадзор считает, что у всех сотрудников, школьников и родителей при входе в здание необходимо проверять температуру тела. Также в учебных заведения установят специальные дозаторы с антисептиками для рук.

Во время перемен работники учреждения будут проводить дезинфекцию помещений: рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, мебели, санузлов, кранов и тд. Школам также рекомендовано «усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей».

Чтобы избежать наступления тревожных состояний у ребенка во время действия таких ограничений, необходимо объяснить ему причину введения новых правил, сообщила психолог Татьяна Семенко.

«Надо пояснить, что это временное явление, которое необходимо перетерпеть ради здоровья. Сказать: сейчас пандемия — болеет весь мир, поэтому нужно потерпеть». Дети поймут, потому что формулировка достаточно простая»,

— отметила эксперт.

Тем не менее глава отдела центра имени Сербского Анна Портнова уверена, что долгое время сохранять такие правила нельзя, иначе можно нанести существенный ущерб психике школьника. В свою очередь Роспотребнадзор не уточнил, сколько будут действовать эти правила эпидемиологической безопасности, в случае если учебным заведениям разрешат открыться.

«Предполагаю, два месяца — это максимум. Это как раз время, в которое накапливается стресс, способный вылиться в невротические расстройства», — пояснила психиатр.

Есть среди рекомендаций ведомства и положения, которые эксперты оценили положительно — в частности, документом предлагается максимально часто проводить занятия на открытом воздухе. Например, регулярно выходить с детьми на открытую спортивную площадку во время урока физкультуры, а не тренироваться в спортивном зале. Кроме того, Роспотребнадзор считает необходимым обеспечить учреждения большим количества мыла и туалетной бумаги, а также следить за тем, чтобы сотрудники пищеблоков постоянно носили маски и перчатки.