В понедельник глава Роскосмоса Владимир Поповкин объявил, что первая длительная экспедиция на Международную космическую станцию (МКС) может состояться уже в 2015 году. Сейчас космонавты находятся на борту МКС по полгода.
Космическое агентство планирует увеличить этот срок в два раза — до года.
«Мы с нашими зарубежными партнерами по МКС пришли к пониманию, что такой полет будет. Но состоится он не ранее 2015 года, поскольку у нас расписаны все экипажи по 2014 год включительно, — заявил Поповкин. — Наши американские коллеги это тоже подтверждают. Я думаю, что в течение этого года мы уже окончательно утвердим этот план (годовых полетов на МКС). Сегодня мы пришли к пониманию, что такой полет возможен».
Представители NASA пока не комментирует это заявление. Еще в конце августа пресс-секретарь NASA Келли Хамфрис подтвердила, что идея увеличить срок пребывания экипажей МКС на орбите обсуждается. «Мы изучаем идею годового полета как часть подготовки к полетам за пределы орбиты Земли», — сказала Хамфрис. «Но обсуждение носит весьма предварительный характер, и никаких официальных решений еще не принято», — добавила она.
Между тем в российской прессе было даже названо имя американского астронавта, который станет участником первого длительного полета. Как сообщил в конце августа «Интерфакс» со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли, американская сторона выбрала женщину-космонавта Пегги Уилсон. В ближайшее время она покинет должность командира отряда космонавтов NASA и приступит к подготовке к длительной экспедиции. Официальных подтверждений этой информации пока нет.
Увеличение сроков пребывания экспедиций на МКС позволит высвободить места в кораблях для космических туристов, считают эксперты.
«Есть бонус, потому что в ходе этой экспедиции придется менять корабль (у корабля «Союз» ресурс чуть больше полугода) и на пересменку можно прислать космического туриста. А это живые деньги, — пояснил «Газете.Ru» обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. — Сейчас на станцию уходит по четыре корабля в год. Условно говоря, в марте, в мае, сентябре и ноябре. Улетает два экипажа по три человека, которые сменяются. Если у нас будет два человека, которые будут летать в длительную экспедицию, тогда можно будет в середине присылать корабль с туристами».
Стоимость «билета в космос» составляет $35 млн.
Столько заплатили седьмой и восьмой туристы — бывший сотрудник Microsoft Чарльз Симони и основатель цирка Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Для первых четырех туристов полет стоил $20 млн, а с 2007 года путевка на МКС подорожала.
По мнению Лисова, увеличение пребывания в космосе не скажется отрицательно на организме космонавтов. «С технической и медицинской точки зрения никаких проблем нет», — пояснил он. В истории покорения космоса уже были случаи таких длительных полетов. «Космонавты, безусловно, выдержат: это не рекорд. Первую годовую экспедицию отлетали советские космонавты в 87–88 годах. Максимум на данный момент составляют 437 суток непрерывного полета, который совершил Валерий Поляков», — пояснил Лисов. Поляков находился на орбитальной станции «Мир» с января 1994-го по март 1995-го. Врач по образованию, он сам предложил руководству провести опыт сверхдлительного полета, в ходе которого можно было бы проверить действие невесомости на человека. После полета в своих интервью он говорил, что главное — не давать организму адаптироваться к невесомости, а постоянно делать физические упражнения, давая нагрузку мышцам.
«Почему американцы согласились на это предложение, тоже понятно. У них рекорд пребывания на орбите — немножко более полугода. Им тоже хочется иметь опыт годового полета», — говорит Лисов.
О возможности перехода на годовые экспедиции заговорили еще в 2004 году. Федеральное космическое агентство предлагало NASA увеличить сроки экспедиций вдвое. Планировалось, что первый длительный полет состоится с октября 2004-го по октябрь 2005 года. Освободившиеся места в «Союзах» хотели укомплектовать туристами. Российская сторона поясняла, что после крушения шаттла «Колумбия» в 2003 году и введения моратория на полеты шаттлов вся нагрузка по смене экипажей и доставке грузов на МКС легла на российские «Союзы». Глава Роскосмоса Анатолий Перминов тогда заявлял, что это лишает Россию финансовых средств, получаемых от космического туризма.
Однако тогда перейти на длительные полеты не получилось: в NASA были против.
В октябре 2004 года замдиректора отдела по обеспечению здоровья и работоспособности экипажей в штаб-квартире NASA Гай Фоглеман заявил, что американские ученые не заинтересованы в продлении до года срока полетов экипажей на МКС. «Для проведения биомедицинских исследований — как в полете, так и на Земле — необходимо иметь как можно больше участников. Наша задача — обеспечить, чтобы на МКС слетали как можно больше космонавтов и астронавтов», — цитировало Фоглемана ИТАР-ТАСС. По словам ученого, «для получения результатов биомедицинских экспериментов достаточно четырех месяцев».
В середине февраля 2012 года об увеличении срока полета экипажей заявил глава Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов. Он добавил, что планируется обсудить эту тему с партнерами по программе МКС, в том числе с NASA.
Тогда необходимость годового полета объяснялась продолжением на станции эксперимента «Марс-500», который проходил в Москве на базе Института медико-биологических проблем РАН.
Главной задачей продолжения эксперимента в условиях невесомости называлась проверка возможности автономного пребывания в космосе в течение длительного времени, умение использовать системы жизнеобеспечения, питания и т. д. без помощи Земли, что необходимо для подготовки реального полета на Марс. «Мы планируем использовать МКС не только для насущных задач, но и для подготовки полетов на Луну и Марс, что усложняет полет для тех, кого мы сейчас набираем в новый отряд», — заявлял Краснов.