Специалисты израильского Университета Давида Бен-Гуриона в Негеве выдвинули новую версию происхождения Кумранских рукописей, манускриптов III века до н. э. — I века н. э., c 1947 года обнаруживаемых в пещерах Кумрана, поселения на плато в полутора километрах от Мертвого моря. По их мнению, рукописи могли приносить с собой представители секты ессеев, ежегодно собиравшиеся в Кумране. Подробнее об этом ученые рассказали в статье в журнале Religions.
Происхождение свитков из Кумранских пещер не ясно до конца. Более ранние исследования показали, что некоторые из них были написаны в Кумране, но откуда взялись остальные и почему их так много (почти 1000 манускриптов) остается загадкой.
По мнению авторов работы, Кумранские рукописи составлялись в общинах иудейской секты ессеев, а потом ессеи привозили их в Кумран на ежегодную церемонию для хранения и совместного изучения. Этот вывод исследователи сделали на основе так называемого Дамасского завета — одной из рукописей, содержащей множество упоминаний «земли Дамасской», возможно, в метафорическом смысле, как обозначение пустынь Иудеи.
Исследователи обратили внимание, в частности, на отрывок, гласящий: «И соберутся все жители станов в третий месяц и проклянут всякого, кто отклонится Торы». По их мнению, станами здесь названы различные группы ессеев, в основном небольшие изолированные сельские общины. Отрывок показывает, что собрание происходило в определенное время, и что люди из разных мест были призваны собраться в одном месте, подчеркивают исследователи. Несколько десятков жителей Кумрана ежегодно принимали у себя сотни ессеев, прибывших на церемонию — это, в частности, объясняет, почему общественные здания Кумрана имеют такую большую площадь.
Пещеры Кумрана, вероятно, служили для паломников местом для сна — это объясняет местонахождение свитков, считают ученые. Кроме того, новая версия согласуется с теорией, что Кумранские рукописи создавались не в самом Кумране, а за его пределами.