Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Россия поучится у Blackwater

Госдума может легализовать деятельность частных военных компаний

Александр Братерский 14.07.2014, 09:17
ИТАР-ТАСС

Уже осенью Госдума может рассмотреть законопроект о легализации частных военных компаний (ЧВК). Это уже вторая попытка провести документ: в 2012 году его сочли не соответствующим моменту. Между тем в Вашингтоне продолжается суд над четырьмя сотрудниками одной из самых известных в мире компаний Blackwater, с которой, очевидно, будут брать пример отечественные ЧВК. Их обвиняют в убийстве 14 иракцев, среди которых были дети.

Защита обвиняемых сотрудников Blackwater пытается убедить суд в том, что они действовали исключительно в целях самообороны: их конвой в Багдаде в 2007 году был якобы атакован террористами. Слушания продолжатся еще много месяцев, в суд будут вызваны десятки свидетелей, в том числе из Ирака.

Несмотря на то что с тех пор Blackwater провела ребрендинг и сменила название на интеллигентное «Академия», суд над ее бывшими сотрудниками остается в центре внимания американской общественности. Интерес к деятельности частных военных компаний, мировой оборот которых сегодня оценивается экспертами в сумму почти $100 млрд, не ослабевает.

Российские депутаты рассмотрят законопроект о легализации отечественных ЧВК уже в осеннюю сессию. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил ранее, что работа над законопроектом ведется совместно с Министерством обороны. В самом министерстве пока комментариев не дают.

Инициатива принятия закона о ЧВК возникла не сегодня: соответствующий закон в Госдуму пытался внести еще депутат Алексей Митрофанов в 2012 году.

Еще более интересно, что идея получила одобрение тогдашнего премьера Владимира Путина, который сказал, что над этим вопросом «можно подумать», и назвал ЧВК инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Но несмотря на столь громкую поддержку, законопроект Митрофанова не прошел и первого чтения: его посчитали не вполне соответствующим текущему моменту.

Ныне к законопроекту вернулись уже без участия Митрофанова, у которого возникли серьезные проблемы с правосудием. Стоит отметить, что в пояснительной записке содержится почти дословная цитата из Путина 2012 года, в которой тот упомянул о национальных интересах государства.

Очевидно, что к теме ЧВК Госдуму заставили вернуться события на Украине, где в боевых столкновениях с обеих сторон участвуют различного рода вооруженные группы, не принадлежащие к регулярным силам.

«Никто не хочет признавать, что на Украине идет гражданская война, что бы ни говорили наши руководители. Рассматриваются все варианты действий, поэтому нужен и закон о ЧВК, потому что частная военная компания выполняет те действия, на которые армия пойти не может», — объясняет военный эксперт Анатолий Цыганок.

Интересно, что, хотя официально с инициативой создать ЧВК выступили псковские региональные депутаты от ЛДПР, сам глава партии Владимир Жириновский недавно выступил против этой идеи, мотивируя свою позицию тем, что служащие таких компаний могут впоследствии начать партизанскую деятельность в самой России.

При этом многие военные эксперты указывают на то, что в настоящее время в России существует несколько частных охранных структур, которые де-факто являются ЧВК и выполняют охранные функции для российских нефтяных компаний, работающих в потенциально опасных регионах мира, а также сопровождают российские торговые суда в опасных из-за пиратства морях. Но они не могут, например, выходить на международный рынок, поскольку не обладают официальным статусом.

По мнению эксперта Ассоциации военных политологов Александра Перенджиева, появление ЧВК в России позволит государству сохранить лицо и избежать проблем на международном уровне.

«Сейчас, например, когда наши войска находятся в Абхазии, нас называют оккупантами, а если мы разумно выведем оттуда войска и там будут компании, которые действуют в наших интересах, это будет уже серая зона», — поясняет военный эксперт.

Перенджиев приводит в пример США, которые, выведя из Ирака свой воинский контингент, оставили в стране ЧВК, которые охраняют объекты нефтегазовой сферы и оказывают помощь местным вооруженным силам. «Надо брать на вооружение то, что делают наши западные партнеры в военной сфере, тем более что они навязывают нам свои правила игры», — резюмирует эксперт.

Действительно, с начала вторжения в Ирак в 2003 году в стране действовали несколько американских ЧВК общей численностью до 10 тыс. человек. Тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд считал их участие в обеспечении безопасности иракских и американских объектов достаточно эффективным.

Нравился главе оборонного ведомства и тот факт, что ЧВК и их сотрудники не подпадают под действие американских законов, касающихся действий военных, а значит, не могут быть судимы военным трибуналом.

К услугам ЧВК прибегали при необходимости различные ведомства, в частности Госдепартамент США и министерство энергетики, в тех случаях, когда требовалось обеспечить защиту персонала в зонах конфликта. Однако пребывание сотрудников ЧВК в Ираке запомнилось американской общественности больше не ратным трудом, а скандалом, связанным с Blackwater.

По мнению профессора Университета Денвера, специалиста в области международной безопасности Деборы Авант, автора книги «Рынок силы: последствия приватизации безопасности», историю с Blackwater нельзя считать единичным случаем. «Были и другие, хотя и меньшего масштаба», — рассказывает исследователь. Она отмечает, что аналогичная ситуация может повториться снова. «Конечно, вероятность, что это произойдет с теми, кто работает по контракту с минобороны или Госдепом, не так велика, а вот с подрядчиками ЦРУ это вполне может случиться», — объясняет Авант, поскольку, по ее словам, ЦРУ традиционно более закрытая для общественного контроля организация.

В то же время, подчеркивает исследовательница, американское и мировое законодательство извлекло уроки из скандальных историй, подобных Blackwater. «Сегодня существуют более четкие правила и стандарты поведения, и гораздо больше компаний знают о них, хотя потенциальные возможности для нарушения всегда есть, достаточно взглянуть на поведение самых обычных военнослужащих по всему миру», — рассказывает Авант.

Действительно, в последние годы ситуация с ЧВК изменилась: в 2013 году десятки крупнейших фирм по всему миру приняли декларацию, в которой содержатся принципы деятельности и контроля над ЧВК.

Декларация, в которой есть, в частности, пункт о необходимости соблюдения гуманитарного права и прав человека, основана на принципах швейцарского права. Проверкой деятельности ЧВК должна будет заниматься неправительственная организация, которая также будет следовать швейцарскому праву.

После подписания конвенции ООН, в частности, потребовала, чтобы ЧВК, работающие на нее при осуществлении различных международных миссий, в обязательном порядке присоединялись к ней. В настоящее время участниками конвенции являются более 700 компаний, оказывающих негосударственные военные услуги по всему миру. «Изменения в национальных и местных законах помогли индустрии прийти к более позитивным результатам», — уверяет Авант.

В случае если российские ЧВК получат легальный статус на родине, они наверняка станут подписантами международных законов. А это даст им возможность выйти на международный рынок и обрести клиентов в лице неправительственных организаций и транснациональных компаний, утверждает Авант.

Но, по ее словам, для того, чтобы войти в число китов этого специфического бизнеса, ЧВК часто необходимо иметь среди своих руководителей крупных военных и политических отставников. Они выступают в качестве лоббистов и ответственных за связи с правительством. Так, вице-президентом все той же Blackwater в прошлом был высокопоставленный сотрудник администрации Джорджа Буша-младшего Джозеф Кофер Блэк.

По словам профессора Авант, наличие подобных влиятельных отставников помогает ЧВК проникнуть в такие места, куда бы они никогда не смогли пробиться самостоятельно.