Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От любви до ненависти: как менялся образ Сталина в кино

Миры Валтасара: как изображали Сталина в кино

На протяжении долгих лет официальной датой рождения Иосифа Сталина считалось 21 декабря 1879 года. В память об этой дате «Газета.Ru» рассказывает о том, как появился, вырос и развалился киномиф об одном из главных диктаторов XX века, а также вспоминает советских и российских актеров, в разные годы игравших его на большом экране.

Экранный образ Сталина уже давно и прочно связан в голове интересующихся историей кино зрителей с так называемой «сталинианой» и лично актером Михаилом Геловани, который играл диктатора с 1938 по 1953 годы.

Однако по иронии судьбы впервые Сталин появился совсем не в фильмах отечественного производства, где еще не сформировалось однозначного и удобного властям образа, а в зарубежном кино, где не привыкли особенно церемониться с биографиями реальных политических фигур, а тем более — не стремились участвовать в насаждении культа личности.

Так, первым в истории художественным фильмом, в котором можно увидеть «вождя народов и лучшего друга всех детей», стала картина «Британский агент» 1934 года — шпионская мелодрама о сотруднике британского посольства и русской революционерке в 1917 году. Ее режиссером был Майкл Кертис, который через восемь лет поставит «Касабланку», а сам Сталин появился в эпизодической роли, как не самая яркая политическая фигура тех лет, когда разворачивается действие фильма.

Первое же появление Сталина на экранах СССР произошло с началом Большого террора – его образ воплотил Семен Гольдштаб в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре» 1937 года. Тем не менее, и эта картина формально является в первую очередь началом звуковой ленинианы, так как главную роль в нем играет все-таки фигура Ленина.

Второстепенность фигуры Сталина в фильме подчеркивает и то, какая судьба ожидала его после XX съезда КПСС – были удалены сцены, где Гольдштаб был одним из действующих лиц, титры о «длившейся четыре часа беседе Ленина со Сталиным», а в 1963 году вождя и вовсе стали заменять другими персонажами и различными бытовыми предметами.

Гольдштабу еще не раз придется сыграть Сталина, однако уже с 1938 года он будет безошибочно ассоциироваться у зрителей с лауреатом четырех сталинских премий Михаилом Геловани, на счету которого целых 13 корневых фильмов сталинианы.

Любой из них, от «Выборгской стороны» до «Вихри враждебные», даст ясное представление о том, какой образ хотела создать в кино партия — всезнающего стратега, мастеровитого садовника, знатока человеческих душ и просто остроумного старика с хитринкой в глазах.

Правда, современного зрителя может удивить характерный для вождя юмор — экранный Сталин без ложной скромности, например, может пообещать герою, обратившемуся к нему с жалобой на отсутствие симпатии со стороны одной из коллег, что после возвращения домой со встречи с ним девушка уже не сможет отказать в ответной любви. «А иначе мы ее…», — добавляет он с добрым прищуром, игриво проглатывая конец реплики.

Однако националистический разворот, который приняла внутренняя политика Сталина в годы Второй мировой войны, потребовала появления в кино нового, более «русского» диктатора. На эту роль был выбран исполнитель ролей Михаила Кутузова и Павла Нахимова Алексей Дикий, наделивший образ Сталина московским говором.

С развенчанием культа личности интерес к фигуре Сталина не спадает, однако теперь его воплощение на экране носит уже чисто функциональный характер, в связи с чем его роли были вновь доверены актеру грузинского происхождения Андро Кобаладзе. Любопытно, что впервые тот сыграл вождя еще в 1940 году, после чего не примерял на себя костюма генералиссимуса на протяжении 17 лет. Он же, кстати, появился в нейтральном образе Сталина и в «Семнадцати мгновениях весны».

Однако времена менялись, и в 1968 году, когда стал очевиден очередной политический разворот, Сталин опять предстал в образе гениального полководца — на этот раз в исполнении Бухути Закариадзе в киноэпопее «Освобождение», который сегодня многими ошибочно воспринимается как очищенная от пропаганды сталинского времени киноверсия событий Второй мировой войны. Отсюда начинается новый виток уважительного отношения к фигуре Сталина в советском кино, а также именно в этом фильме впервые на всю страну прозвучала ставшая крылатой фраза «Солдата на фельдмаршалов не меняю».

А абсолютный рекорд по количеству ролей Сталина принадлежит непрофессиональному актеру, инженеру-проектировщику Георгию Саакяну. Впервые его отобрали на роль верховного главнокомандующего для фильма «Тегеран-43» в 1978 году, после чего он играл Сталина более 30 раз. Именно он появляется в ставшей культовой перестроечной серии «Ералаша» под названием «Машина времени», а также в экранизации «Мастера и Маргариты» режиссера Юрия Кары и в «Черной розе – эмблеме печали, красной розе – эмблеме любви» Сергея Соловьева.

В перестроечный период в роли Сталина отметились три знаковых актера. Полюбившийся зрителям в образе Остапа Бендера Арчил Гомиашвили показал вождя жестоким и опасным человеком без всякого сатирического оттенка, в фильмах «Год сорок первый», «Сталинград» и «Война на западном направлении».

А в 1989 году вышел первый гротескно-карнавальный фильм, в котором обыгрывалась большая часть классических сталинских мифов и легенд, «Пиры Валтасара». В этой экранизации новеллы Фазиля Искандера роль вождя досталась Алексею Петренко, который после этого еще пять раз попробует себя в этом образе, однако так и не останется доволен достигнутыми результатами.

Третьим «перестроечным» Сталиным стал Сергей Шакуров, который создал канонический образ коварного и кровавого тирана в фильме «Враг народа Бухарин», который появился на волне разоблачений преступлений правящей верхушки СССР сталинской эпохи.

С окончательным приходом гласности, распадом страны и либерализацией внутренней и внешней политики интерес к образу Сталина стал постепенно тускнуть как у режиссеров, так и у зрителей. Все чаще он стал появляться в комических эпизодах или во второстепенных ролях ностальгических мелодрам. За это время его успели сыграть Игорь Кваша, Геннадий Хазанов, Армен Джигарханян, Андрей Краско.

Последним на сегодняшний день запоминающимся кино-Сталиным стал дважды лауреат Государственной премии России Максим Суханов, который сначала на грани гротеска изобразил генералиссимуса в сериале «Дети Арбата», а потом — в еще более издевательской манере — у Никиты Михалкова в фильме «Утомленные солнцем — 2».

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости