В основном конкурсе Московского кинофестиваля, который пройдет с 22 по 29 июня, будут участвовать картины из Китая («Хохлатый ибис» Ляна Цяо), Дании («Преисподняя» Фенара Ахмада), Испании («Селфи» Виктора Гариссии Леона), Аргентины («Симфония для Анны» Эрнесто Ардито и Вирно Молины), Финляндии («Звездачи» Виса Койсо-Канттила).
Также фестиваль покажет картины из Японии («Апрельский сон длиной в три года» Рютаро Накагавы), Республики Кореи («Обычный человек» Кима Понхана), Германии («Лучший из миров» Адриана Гойгингера) и совместного производства Индии и Бангладеш («Прыжок в воду» Мустафы Сарвара Фаруки).
Россию в основном конкурсе представляют две ленты —
«Карп замороженный» Владимира Котта и «Купи меня» Вадима Перельмана, американского режиссера, в последнее время много работающего в России (сериалы «Пепел» и «Измены», а также альманах «Елки-5»).
Традиционно много внимания (и потенциально — зрителей) привлекает конкурс документального кино. Здесь «Последний вальс» Юлии Бобковой о последних днях гениального музыканта Олега Каравайчука, фильм Эверардо Гонсалеза об эпидемии насилия в Мексике, фильм о буддийском монахе, помогающем жертвам суицида, фильм Сергея Дебижева «Раскаленный хаос» об Октябрьской революции и другие.
Кроме того, часть репертуара специальных программ объявили их кураторы. «Эйфория окраины», куратором которой выступает Андрей Плахов, представит фильмы стран Центральной Европы — Румынии, Венгрии, Болгарии и других.
Среди главных хитов — последняя картина великого поляка Анджея Вайды «Послеобразы», а также фильмы его соотечественницы Ангешки Холланд, знаменитого финна Аки Каурисмяки и других.
Программный директор ММКФ и куратор «Восьми с половиной фильмов» Петр Шепотинник пообещал показать новый фильм знаменитого корейца Кима Ки Дука, историческую картину Альберта Серра, призера Венецианского кинофестиваля филиппинца Лава Диаса, целую плеяду современных бельгийских режиссеров. В программе «Фильмы, которых здесь не было» кинокритик Стас Тыркин тоже представит венецианского лауреата — Аллаэддина Слима с картиной «Последний из нас», а также картину Дмитрия Кубасова «Бабочки». Столетию революции посвящена программа «Октябрь в «Октябре», самому новому кино — «Поколение # выбирает». Кроме того, пройдут ретроспективы «Корея: история и современность» южнокорейского режиссера Юн Чже Гюна, а также «Открытие: сегодня о Корее» — программа северокорейского документального кино.
Персональной ретроспективы «Возвышающие истины» удостоился в этом году Андрей Кончаловский.
На специальном показе ММКФ можно будет увидеть «Балалайку-шоу» Аки Каурисмяки — фильм 1994 года, снятый во время совместного концерта финской группы «Ленинградские ковбои» с ансамблем Александрова. С инициативой показа выступил финский постановщик, он будет посвящен памяти погибших в авиакатастрофе над Сочи, в которой в числе жертв было много музыкантов ансамбля.
ММКФ относится к числу так называемых фестивалей А-класса (или аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров). Таких смотров, впрочем, немного, самыми известными из них являются форумы в Берлине, Венеции и Каннах — всего 14 фестивалей, среди которых, например, смотры в Карловых Варах, Сан-Себастьяне, Локарно и Токио.
Московский среди них — один из старейших, правда, только если учитывать самый первый, проведенный в 1935 году.
Но регулярным этот фестиваль стал только в конце 50-х, с началом «оттепели», и фактически только благодаря ему советским зрителям удавалось посмотреть такие фильмы, как «Восемь с половиной» Федерико Феллини — ММКФ при СССР был своеобразным окном в западный (и восточный) кинематограф.
После распада Советского Союза фестиваль аккредитацию не потерял, но его просветительная функция за прошедшие 27 лет сместилась в сторону внеконкурсных программ — получить в основной конкурс фильмы знаменитых режиссеров при наличии серьезной конкуренции со стороны февральского Берлина, майских Канн и сентябрьской Венеции с каждым годом становилось все тяжелее, на что периодически жалуется и руководство ММКФ. Главной проблемой остается требование к первому показу — необходимому условию фестиваля высокого уровня; не спасает даже отечественный кинематограф, большинство новинок которого успевает показать проходящий в первой половине июня сочинский «Кинотавр».
Собственно, именно из-за этих сложностей ММКФ и не объявляет полную программу на традиционной пресс-конференции в начале июня. Сейчас неизвестны фильмы открытия и закрытия — по словам директора фестиваля по связям с общественностью Петра Шепотинника, переговоры по конкретным картинам завершены пока только на 80%.
А в основной конкурсной программе объявлены только 11 картин.
Впрочем, дополнений много быть не должно — в прошлом году на фестивале было показано 14 конкурсных фильмов, а два года назад — 12. Программный директор ММКФ, кинокритик Кирилл Разлогов, представляя конкурс, заметил, что центральной идеи в уже отобранных фильмах нет — как не было ее и на прошедшем только что Каннском кинофестивале.
Кстати, состав жюри на пресс-конференции был объявлен не полностью — например, не было названо имя председателя. Сейчас среди тех, кто будет оценивать картины основного конкурса, — итальянская актриса Орнелла Мути, финский режиссер и продюсер Йорн Йохан Доннер, испанский режиссер и сценарист Альберт Серра и иранский режиссер и продюсер Реза Миркарими, который с картиной «Дочь» был победителем прошлого, 38-го ММКФ.