Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Канны-2017: нелюбовь и война

Фильм Звягинцева «Нелюбовь» получил приз жюри Каннского кинофестиваля

Кинофестиваль в Каннах завершился победой «Квадрата» шведского режиссера Рубена Эстлунда. Представлявшая Россию «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получила приз жюри. В числе лауреатов — режиссер София Коппола, актриса Дайана Крюгер и многие другие. «Газета.Ru» о том, какие фильмы показали в этом году на самом престижном кинофестивале мира и как проходило награждение.

Что показали

Этот фестиваль был похож на Олимпийские игры, где никто из именитых спортсменов не смог побить собственные рекорды. «Хеппи-энду» Михаэля Ханеке не хватает чувственности «Любви» и изящества его «Белой ленты». «Двуличный любовник» Франсуа Озона выглядит как застенчивое признание в любви председателю Альмодовару, а должно бы быть исследованием и развитием возможностей замечательной актрисы Марины Вакт.

Жак Дуайон, когда-то открывший для большого кино Шарлотту Генсбур и Жюльет Бинош, вдруг снял (скорее всего, непреднамеренно) сексистскую, до мозга костей патриархальную биографию — «Родена» — за что был освистан.

Гнев ряда критиков обрушился и на «Кроткую» Сергея Лозницы, снявшего фильм смелый и энергичный, но утомляющий зрителя одним и тем же приемом — предсказуемым, агрессивным гротеском, которого не было в «Кроткой» Достоевского, взятой за основу для сценария фильма.

В той же ловушке оказался и Андрей Звягинцев: прежние его фильмы были сотканы из тонких метафор, а «Нелюбовь» декламирует свою правду в лоб, освобождая зрителя от труда понимания — а значит, и от возможности стать соучастником творчества мастера.

Кореец Хан Сан Су, снимающий до двух фильмов в год, привез в Канны обаятельную, но явно незавершенную картину «На следующий день» — историю любовного многоугольника, случившегося в стране очень деликатных людей. «Из ниоткуда» Фатиха Акина — вроде бы фильм-вызов (герои в нем отвечают терактами на теракты), но в финале весь его пафос сводится к очень комфортной политической позиции — европейцы сами во всем виноваты. В посвященном армянскому геноциду «Шраме» несколько лет назад он высказывался куда отважнее.

Сохранить собственный высокий ритм и продемонстрировать нежелание стареть — главную ценность кино — смогли очень немногие мастера. «Убийство священного оленя» — именно то, чего можно ждать от автора «Клыка» и «Лобстера» грека Йоргоса Лантимоса, — страшный, остроумный, наблюдательный триллер, доказывающий, что греческие трагедии пишутся и по сей день. «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси — такая же сокрушительная драма об отчуждении детей от взрослых, как и уже гостивший в Каннах фильм «Что-то не так с Кевином». Но на этот раз в формате бескомпромиссного и кровавого нуара с Хоакином Фениксом, растворяющимся в ночи.

В этой темноте он вполне может встретить героя Роберта Паттинсона из «Хорошего времени» — нового криминального триллера братьев Сэфди, которые в основном конкурсе Канн впервые, но уже снимали похожие по динамике и визуальной изощренности работы.

А швед Рубен Эстлунд, автор фильма-триумфатора Канн-2017 — «Квадрата», — точно и беспощадно высмеял в своей картине состояние современного искусства — но не стал делать вид, что не является его частью.

Фильм так же хорош, как и «Форс-мажоры», — но неожиданно испытывает проблемы с темпоритмикой и к финалу немножко изматывает зрителя. А вот у Софии Копполы, снявшей «Роковое искушение» с Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фаннинг и Колином Фарреллом, все в порядке и с динамикой, и с юмором — но нельзя сказать, чтобы ее новый фильм был содержательнее старых. Зато он так же ироничен, наряден и изящен.

Фестивальная программа в этом году была как никогда зрительской — чуть ли не половину ее фильмов легко представить в гонке за «Оскар». «Молодой Годар» Михаэля Хазанавичуса (автора обласканного Киноакадемией США «Артиста» и одного очень странного фильма про войну в Чечне) — работа абсолютно голливудская.

Сложнейшая биография в ней рассказывается с ироничной всезнающей и всепонимающей интонацией; это не исследование, а приглашение к исследованию — так что разбираться с тем, кто же такой Жан-Люк Годар, зрителям предстоит самим.

То же самое с «Историей семьи Майровиц» от Netflix — прекрасной, но уместной скорее на «Санденсе» или «Оскаре» серией остроумных зарисовок из жизни экстраординарной, но банально несчастной семьи. Второй фильм Netflix — розовощекая «Окча», история дружбы маленькой девочки и большой свиньи, на которых охотится корыстная мегакорпорация зла. Это обаятельный, смешной и трогательный, но едва ли каннский фильм.

Вместе с ним в конкурс пробрался еще один фантастический боевик — «Спутник Юпитера» венгра Корнела Мундруцо, в котором миграционный кризис в Европе обретает библейский размах.

Один из мусульманских беженцев, убитый европейским полицейским, вдруг отказывается умирать и начинает летать.

За новоявленным Иисусом тут же начинается охота по всему Будапешту, а спасти его может только местный Иуда — пьяница и коррупционер из больницы. Первые полтора часа этого фильма очаровывают так же, как «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона, — но дальше начинаются серьезные проблемы с ритмом.

Та же история с «Сиянием» японки Наоми Каваси — фильмом по каннским меркам приторным и нетактичным, а по голливудским — красивым и вдохновляющим.

В нем прекрасная девушка помогает слепым зрителям смотреть фильмы, комментируя происходящее на экране. Это метафора кинокритики, но журналисты устояли перед лестью и оценили фильм не очень высоко. Однако сложно представить более подходящую картину для просмотра за романтическим ужином при свечах.

«Мир, полный чудес» Тодда Хейнса тоже приехал во Францию с оскаровскими козырями на руках — историей взросления и преодоления инвалидности, героической работой Джулианны Мур в гриме и потрясающей маленькой актрисой-дебютанткой Милли Симмондс, живущей с той же ограниченностью в возможностях, что и ее героиня: на пресс-конференции Милли отвечала на вопросы на языке жестов.

А «120 ударов в минуту» француза Робена Кампийо, взявший днем раньше главный приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, представляет собой настоящую, снятую по всем законам Голливуда хронику борьбы и протеста. Парижская ячейка международной организации Act Up сражается в ней за то, чтобы правительство признало СПИД эпидемией и обеспечило достойный медицинский уход больным, среди которых тяжелее всех приходится гомосексуалистам.

История гражданского сопротивления рифмуется с историей любви двух активистов, здорового и заболевшего.

И их самоотверженное доверие друг другу напоминает зрителям о знаменитом фото целующихся на асфальте влюбленных, сделанном во время массовых беспорядков. Фильм потрясает своей деликатностью и заслуживает награды — но у него американские, а не французские ДНК.

Как судили

Так что перед финальным голосованием жюри картина была такой: семь живых классиков, не сумевших прыгнуть выше собственной головы. Пять режиссеров (вернее, шесть, ведь братьев Сэфди — двое), выступивших примерно на том же уровне, что и в прежние годы.

И семь фильмов, которые ждешь увидеть скорее на «Оскаре», чем на привыкшем удивлять главном европейском фестивале. За 10 минут до начала церемонии награждения фаворитами казались Андрей Звягинцев, Йоргос Лантимос, Линн Рэмси и Рубен Эстлунд.

Но вот какие штрихи жюри под председательством Педро Альмодовара добавило к этой картине.

Отсчет победителей начался с вручения «Золотой камеры» — приза за лучший дебют. Им стал фильм «Молодая женщина» режиссера Леонор Серрай из программы «Особый взгляд» — чувственная и очень книжная история о возвращении домой, освобождении от старых призраков и начале жизни.

Затем Ума Турман, председатель жюри «Особого взгляда», назвала лучший короткометражный фильм — «Нежную ночь» режиссера Цю Янга — и пресс-центр фестиваля, наполовину занятый китайскими журналистами, взорвался аплодисментами.

А после этого ведущая церемонии Моника Беллуччи пригласила на сцену жюри —

режиссеров Педро Альмодовара, Марен Аде, Паоло Соррентино и Пхак Чхан Ука, актрис Фань Бинбин, Аньес Жауии Джессику Честейн, композитора Габриэль Яреда и актера Уилла Смита.

Приз за сценарий — как и положено современному античному драматургу — взял Йоргос Лантимос. Его «Убийство священного оленя» — и правда поэма о сопротивлении судьбе. Однако — сюрприз! — награду с ним разделила Линн Рэмси, в фильме которой («Тебя никогда здесь не было») Хоакин Феникс тоже предстает Одиссеем, плывущим по дну Нью-Йорка и не имеющим ни малейшего шанса вернуться домой.

Приз жюри — третью по значимости награду смотра — взял Андрей Звягинцев. «Как-то очень скоро все случилось», — сказал со сцены режиссер по-русски, и стало понятно, что он, как и все мы, ждал большего.

Первыми его благодарности услышали сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман и продюсер Александр Роднянский. Последним — актер Уилл Смит, «парень, который, оказывается, действительно существует». На протяжении всего фестиваля Андрей Звягинцев лидировал в рейтинге критиков Screen, поэтому его замешательство можно понять.

Приз лучшей актрисе выиграла Дайана Крюгер за роль в «Из ниоткуда» Фатиха Акина.

Это действительно работа на пределе возможностей, в ходе которой немецкая красавица сменила полдюжины обличий: счастливой матери, безутешной вдовы, наркоманки, неудачливой самоубийцы, ангела мщения, врага общества и живого призрака.

Награда ей в то же время стала черной меткой самому Акину — стало понятно, что его ответ террором на террор не оценили в Европе.

Лучшим актером назвали Хоакина Феникса за роль в триллере Линн Рэмси. Мужчина, поднявшийся на сцену, — стройный, аккуратно побритый — не похож на героя: огромного, свирепого, угнетенного, ожесточившегося до предела. Феникс сначала долго не верил в победу и не хотел вставать с кресла, а потом показал всем свои кеды.

Приз за режиссуру достался Софии Копполе, и это решение, кажется, удивило вообще всю каннскую прессу:

в пресс-центре слышно и русское «Ни фига себе», и интернациональное «Бу».

Копполы даже нет в зале: за нее победную речь зачитывает по записке немецкий режиссер Марен Аде.

Становится понятно, что в этом году жюри хочет раздать всем сестрам по серьгам. Поэтому когда Гран-при достается фильму «120 ударов в минуту», журналисты перестают удивляться. Ведь это кино со всеми козырями на руках — со все еще злободневной темой борьбы со СПИДом и борьбы за права сексуальных меньшинств, сильным актерским ансамблем, безупречным переплетением гражданской истории с семейной и любовной.

А абсолютным победителем, объявленным веселым Уиллом Смитом, присоединившейся по скайпу Николь Кидман, вышедшей под музыку из «Ла-Ла Ленда» Жюльет Бинош и самим Педро Альмодоваром, стал «Квадрат» Рубена Эстлунда. Что это говорит о Каннском фестивале? Наверное, то, что ФИПРЕССИ понимает в кино больше, чем пестрое большое жюри. И точно — то, что любовь, как и положено в кино, должна побеждать нелюбовь. А еще что искусство должно перестать морщить нос, если хочет быть интересным публике.

«Не будь квадратом», — говорила героиня Умы Турман в одном фильме, победившем в Каннах в 1994 году. В 2017 году лучше все-таки быть «Квадратом» — и это жестокий урок мастерам старой школы.

Ну а главный успех России на этом фестивале — взявшая приз ФИПРЕССИ дебютная «Теснота» кабардино-балкарского режиссера Кантемира Балагова. 26-летний ученик Александра Сокурова смог найти любовь на войне, причины для примирения на фоне всеобщего ожесточения и свой собственный киноязык в эпоху, когда даже крупнейшие режиссеры предпочитают или копировать друг друга, или использовать один и тот же прием из года в год. И для Балагова, его потрясающей актрисы Дарьи Жовнер и для всех нас это самый большой успех.

Новости и материалы
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
Все новости