Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Измена и Родина

В прокат выходит «Солнечный удар» Никиты Михалкова

В Москве прошла премьера «Солнечного удара» — фильма по мотивам произведений Ивана Бунина из необъявленного цикла «Русская история глазами Никиты Михалкова».

Начало прошлого века. По Волге курсирует пароход «Летучий», на котором в одном из рейсов сходятся безымянный поручик царской армии и безымянная же красавица. Им суждено провести лучшую ночь в жизни и расстаться навсегда. Через много лет поручик, очутившись среди плененных большевиками белогвардейцев, будет вспоминать эти события и пытаться ответить на вопрос «Как все это случилось?», вынесенный на афишу нового фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар».

Картина позиционируется как экранизация короткого, написанного летучим акварельным языком, рассказа Ивана Бунина о мимолетной страсти и его же дневниковых записей 1918–1919 годов, изданных под заглавием «Окаянные дни».

На самом деле источников, из которых сплетена ткань трехчасовой ленты, гораздо больше. Это и «Броненосец «Потемкин», и архивные изыскания Михалкова о Белом движении, и избранные места из Толстого, Чехова, Достоевского и Шмелева. Режиссер рассказывает, что шел к этой картине 37 лет. По рекомендации коллеги («если ты хотя бы на 20% процентов передашь это текст, то ты настоящий режиссер») он написал сценарную заявку, но Бунин в 70-е был под запретом и картины не случилось. С тех пор потребность в высказывании на тему судьбы белогвардейцев режиссер реализовал сполна — сначала в «Сибирском цирюльнике», а позднее в документальных циклах «Русский выбор» и «Русские без России». В этих неигровых фильмах режиссер выступал в роли историка, исследователя, строго следующего за близким материалом, но была одна проблема — эта форма не давала простора для персонального высказывания, которым и стал «Солнечный удар».

Разумеется, от первоначальной идеи, появившейся почти четыре десятилетия назад, в новом фильме не осталось ничего. Вспышка мимолетной — солнечной — страсти здесь превратилась в тяжеловесный адюльтер с моральными муками и печальными последствиями, призванный проиллюстрировать, как по кирпичику осыпается империя, в которой люди забывают об элементарной совести.

Как и в предшествовавшей «Солнечному удару» дилогии о великой войне, Михалков уделяет особое внимание мелочам — супружеская измена, украденный шарф, всеобщая безграмотность, беспечное отношение к набирающей популярность теории происхождения видов Чарльза Дарвина… Из всех этих деталей и сложилась, по мысли режиссера, глобальная русская катастрофа.

Обо всем этом Михалков охотно рассказывает в приуроченных к премьере интервью, заставляя будущих зрителей предвкушать масштабность замысла и воспринимать «Солнечный удар» как приглашение к беседе с умным человеком на интересную тему.

К сожалению, на деле картина оказывается чем-то вроде бескомпромиссного внутреннего спора Михалкова-художника с Михалковым-мыслителем и публицистом.

Первый придумывает остроумный сценарий, второй — насыщает его лобовым символизмом. Необходимость в выстраивании художественного пространства постоянно сражается с желанием дописать за Буниным,

а дописав, заставить героев нужным образом порассуждать о судьбах родины и помянуть Толстого с Достоевским.

С другой стороны, интеллектуальное напряжение вступает в конфликт с фирменной михалковской витальностью. И вот уже эпизоды тягостного быта пленных белогвардейцев перемежаются шуткой про член (с участием Александра Адабашьяна), комическими репризами в исполнении комиссаров-расстрельщиков Розы Землячки и Белы Куна и одной из самых диких эротических сцен в истории российского кино — страшно предположить, но, кажется, в ней Михалков цитирует легендарный порнофильм «Глубокая глотка».

И все бы ничего, но в результате «Солнечный удар», разрастаясь до масштабов ненаписанного романа Льва Толстого, распадается на набор разрозненных актерских этюдов. Каждый по отдельности — остроумен (особенно в пересказе), каждый легко представить в блистательном михалковском исполнении, но

вместе они выглядят как попытка усидеть на всех стульях сразу: зарифмовать любовь и революцию, рассказать о белоэмигрантах, процитировать Эйзенштейна и пошутить про Чехова.

У этого мультижанрового винегрета, кажется, могло быть только одно спасение — если бы абсолютно все роли в картине сыграл сам режиссер, потому что «Солнечный удар» — это не исторический фильм, а еще одна картина из начатого «Утомленными солнцем-2» условного цикла «Русская история глазами Никиты Михалкова». Остается только фантазировать об этом неснятом бескомпромиссно авторском фильме, в котором Михалков сначала влюбляется в Михалкова, потом бежит от Михалкова, а через много лет молодой Михалков в фуражке с красной звездой заставляет постаревшего и разочарованного в жизни Михалкова спороть погоны михалковской армии.

Новости и материалы
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Все новости