Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дурак, я там живу!

О том, на какие языки переводится русский авось (спойлер: ни на какие)

режиссер, публицист

Выхожу из магазинчика в маске. От меня шарахаются люди. Прокаженная какая-то, думают люди. Заразная. Никто ведь не в маске. В ужасе разбегаются. Я в ужасе остаюсь.

«Вы уже получили намордник, чтоб за хлебом ходить?» – доверительно спрашивает барменша с зелеными волосами, молодая и продвинутая, она не сомневается, что я разделяю. Возмущение ее разделяю, сарказм, мало ли что. Какой такой намордник – а, понимаю, намордник, да-да, сертификат о вакцинации.

Я не разделяю. Но и не спорю. Лениво отвечаю, медленно, чуть даже отвернувшись, как будто равнодушно. Уж полгода как получила, отличная поликлиника, нет, перенесла легко, тяну слова, смотрю рассеянно – у нас агитацию не любят, не любят, когда кто-то в чем-то убеждает и убежден. Лучше тихо, как будто вяло, как будто мне пофиг. Тех, кому пофиг, у нас любят. Они всем свои.

Вот и убедила человека!

Алексей Меринов нарисовал картинку. Двуглавый герб российский. Главы птицы смотрят одна на другую. Они в конфликте. Одна в маске. Другая без маски и на первую чхает. А тельце одно. Старославянским шрифтом большими буквами написано одно слово, которое все объясняет. «Авось». Верней, так – АВОСЬ. Уникальный случай в человеческой истории, чтоб одно-единственное слово так емко и полно описывало бы мировоззрение, картину мира, все социальные практики целой нации. Это слово не переводится на другие языки.

Это знак стремления русской души пустить все на самотек в надежде, что «пронесет» и, благодаря непосредственному вмешательству русского бога, любой косяк будет волшебно исправлен и излечен. Мужик все делает на авось: сеет хлеб «авось урожай выдастся хороший», берет в долг «авось кредитора завтра волки в лесу съедят», играет в наперстки «авось масть пойдет», выбирает вакцинироваться или нет, «авось не заболею, сколько уж больных вокруг ходит, меня черт не берет». И кран, конечно, мне так же чинит — авось, это, того, не протечет.

С утра пришел сантехник чинить протечку, долго задумчиво смотрит на лужу на кафельном полу, как будто собирается починить лужу. Мужик как мужик. Не пьет. Бросил когда-то давно.

Оказалось, сгнила прокладка. «Все приходит в негодность», – вздыхаю я. «Особенно люди», – вздыхает он. С уважением смотрю на сантехника – философа.

«Особенно когда этих людей заставляют», – не терпится поделиться ему своей болью. «Что ж тебя заставляют делать?» Оказывается, вакцинироваться.

Оказывается, «Спутник V» – это не «Спутник Ви», а «Спутник Пять», а до того были еще четыре, и все они были смертельно опасны, вчера профессор по телевизору это говорил. Разговор с информированным сантехником продолжался бы еще долго, потому что тема эта сантехника тревожила, но тут кран перестал течь.

Есть история. Один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. Вот они лежат у края этой глубокой лужи. Тяжело дышат, устали. Наконец спасенный спрашивает:
– Ты что?!
– Как что? Я тебя спас!
– Дурак! Я там живу.
Живу я там… Обиделся очень…

Эта притча стала центральной в фильме Тарковского «Ностальгия».
По-моему, идеальная притча про антипрививочников.
Герой Янковского стоит по колено в такой луже и рассказывает, курит, зло и горько смеется. Сверху капает. Снизу булькает.

Есть другая история. Человек шел по тонкому льду Байкала. Шел и падал. Шел и проваливался. Один раз провалился и пошел ко дну. На берегу стоял известный режиссер документального кино. Он побежал спасать человека. И с риском для жизни его спас. Человек не обругал режиссера, не сказал: дурак, я тут живу! Мы не знаем, правда, что он при этом подумал. Но ругаться не стал, хотя и благодарить тоже не стал. Молча пошел дальше. Зашел в магазин. Вышел с пачкой сигарет. Спокойно закурил. И пошел обратно. По тонкому льду Байкала. Падая и проваливаясь.

Режиссера звали Виктор Косаковский. В фильме Косаковского «Акварель» первый эпизод – об утопленниках на Байкале. Хотя какие утопленники, это рыбаки и покупатели сигарет. Это люди. Местные жители на Байкале. То есть все. Все те, кто каждый день лихачит по Байкалу на «Жигулях» и каждый раз проваливается. МЧС ездит сюда как к себе домой.

– Как же вы выбрались, мужики? – спрашивают спасатели у хозяев автомобиля, ушедшего под воду.
– Как-как, через жопу, - отвечают мужики, кивая на жопу машины, торчащую из глубоких вод. Очередной жигуль, мчащийся по озеру, резко уходит на дно на наших глазах. Лежа на льду пьяный дядька кричит в темные воды: «Толян утонул. Толян утонул...».

Это, к сожалению, только пролог фильма. Фильм о другом, о чем о другом – не скажу, что-то сложное про воду. Но того выдающегося эпизода с мужиком, идущим за сигаретами, в фильме, увы, нет.

Российское общество – общество риска. Есть социологи, которые считают, что это то же самое, что и американское achieving society, общество достижения. Только одно мифологизированное облагороженное (ихнее), другое мифологизированное опущенное (наше), а по сути – одно и то же.
Вот уж не согласна. Да, в условиях высокой конкуренции, чтобы добиться результатов выше среднего, нужны рискованные практики – рутинными практиками не обойдешься. Но риск, его необходимость, его осмысленность измеряется здравым смыслом. Тут акцент на достижении, а не на риске ради него самого. В России же – культ «слабо» и «культура авось», демонстрация лихого гусарского пренебрежения жизнью.

В Москве позавчера закончился документальный фестиваль «Докер». Там было два фильма про карантин. Один, прекрасный, «Побег», выигравший короткий метр. И второй «Будьте здоровы», который прошел незамеченным. Это обидно. Мне как документалисту. И мне как гражданину.

Я не хотела смотреть «Будьте здоровы». Перед тем как смотреть «Будьте здоровы», я подумала, что идею украли. В мире идей ничего нельзя защитить. Ровно год назад был итальянский фильм «Письма времен карантина», он был такой же минималистичный: пролеты на дроне перед окнами запертых квартир, внутри запертая жизнь. По звуку: обрывки голосов, интервью, записанных по телефону, где исповедуются, каково сидеть взаперти.

Российско-польский фильм «Будьте здоровы» – точно такой же, минималистичный, тоже пустые улицы, тоже телефонные голоса. Наши сперли, подумала я. И ошиблась. То же, да не то.

Из всех звуков и картин несчастья выбрана одна страна, один город, один период и одна категория людей. Место действия – Питер. Время действия – апрель 2020-го. Голоса: пенсионеров, звонящих на «горячую линию».

В прошлом году в апреле в России был объявлен строгий круглосуточный карантин для пенсионеров.

Миллионы людей заперты в квартирах, у многих нет родственников, нет доступа к лекарствам, к еде, кому-то надо в поликлинику, но транспортные карты заблокированы. Питерские старики замурованы в собственной дряхлой жизни без какой-либо помощи.

И была тогда создана муниципальная «горячая линия», для того чтобы еще лучше было видно и слышно, что помощи нет, а операторы которой сами совершенно беспомощны, ни черта не знают и сами бы не прочь получить эти несчастные 2 тысячи поддержки, обещанные людям. Та история, когда на одном конце провода народ, а на другом конце провода тоже народ. А где тот, кто должен нести ответственность за людей, – не ясно. Этот очень простой фильм насладителен для глаз и утомителен для сердца.

– Я пенсионер, получаю нищенскую пенсию, вчера губернатор сказал, что таким пенсионерам будет оказана помощь…
– У меня никого нет совсем, я осталась совсем одна, я не могу выйти, у меня в кошельке 7 рублей.
– Запишите другой телефон и позвоните.
– Я не могу звонить, я плачу.
– Я пенсионерка, мне 70 лет, мне привезли обещанный продуктовый набор, а там только семь одинаковых пакетиков детского питания, это социальная государственная помощь, как это понимать, кому жаловаться?
– Мне привезли мужа из больницы, он уже три дня лежит на полу… просто привезли и бросили.

Подзабыли мы за год свое отчаяние и свои мечты, что вот когда-нибудь изобретут же вакцину и мы будем спасены.

Дьявол ироничен, и пока мы смотрели этот фильм в кино, на улицах того же города пировали чумные «Алые паруса», которые собрали десятки тысяч людей в свой муравейник. С той даты Петербург каждый день все обновляет и обновляет рекорды заболеваемости и смертности от коронавируса.
Мы никому не обязаны жить. Нас никто не должен спасать.

Новости и материалы
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
В США и Молдавии оценили развитие отношений
Все новости