Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Помиловать, но не простить

О необходимости коллективно выпускать людей из тюрем

Политолог

На встрече президента с общественниками встал вопрос об амнистии. А то как же так: юбилей Победы был, а амнистии не было? А ведь на 70-летие принимали такой акт милосердия, да и за пять лет до этого тоже.

За постсоветское время у нас амнистий было (если считать еще и налоговые) штук 20. А тут уж пять лет как заколдобило. Настало время жестокосердия? Ну, не милуют депутаты осужденных, и все тут. Вы будете смеяться, но право амнистии принадлежит ведь исключительно Государственной думе. А общественники почему-то взывают к президенту. Чего это они? Рамсы попутали? Это ж не к Владимиру Владимировичу, это к Володину. А к Путину – это за помилованием, что есть, как знает всякий Ходорковский, акт сугубо индивидуальный.

Но общественники наши привыкли к тому, что вся система работает «через одно окно».

В суровые советские времена тоже милосердствовали коллективно, объявляя амнистию, раз в три-пять лет, а то и чаще. Сначала постреляют-посажают миллионами, а потом милосердствуют. В народе отношение с таким групповым милостям – неоднозначное. Многие помнят амнистии 1953 и 1957 либо фильм «Холодное лето пятьдесят третьего...». Выпустили тогда много больше миллиона зараз – и пошли грабежи да разбои. Поэтому опросы дают расклад сторонников и противников примерно пополам. Одни – на стороне условного милосердия. Другие – тоже условной (как все в нашей жизни условно), законности.

Но и правоведы тоже веками ведь спорят. Еще с тех пор, как состоялась первая амнистия в Древней Греции, а затем уже римляне вовсю освоили эту практику. Часто они носили политический характер. И с тех пор коллективная амнистия стала одним из средств достижения внутреннего мира и согласия в обществе. Так, амнистировали сторонников Тарквиния после изгнания его из Рима. Или после Пунических войн, чтобы предотвратить волнения и отвратить народы Италии от смутьяна Ганнибала. Право амнистии принадлежало сначала сенату, а потом постепенно перешло, назвавшись индульгенциями, к императорам. Позже христианские императоры, надо признать, часто пользовались таким своим правом. Надеясь, что наверху – зачтется. А римские папы стали торговать индульгенциями. Потом светские правители стали торговать помилованием. Сейчас заключают досудебные сделки/соглашения. В США под 90% приговоров, у нас – две трети. Вы, конечно, скажете – «ну это другое».

Еще римляне стали амнистировать по религиозным поводам (скажем, к Пасхе). По-нашему – к празднику. Или к важным событиям в жизни самого императора. В Средние века по этой части мало что изменилось. «Династические» амнистии (иными словами, капризы королей) чередовались с амнистиями политических противников. В любом случае монарх подменял собой правосудие. В Европе только Швеция и Норвегия избежали такого явления, как коллективная амнистия, право индивидуального помилования у тамошних королей было. Скучные люди.

В России до революции, хотя термина амнистии не было (было прощение и помилование), она, по сути, применялась еще с домонгольских времен.

А практика массового освобождения из тюрем (понятие тюремного содержания появилось в Судебнике 1498 года) практиковалась в том числе на религиозной почве: амнистировали по поводу Пасхи и Масленицы, перед началом Великого поста и накануне Светлого воскресенья. Ну и про события в царской семье, разумеется, не забывали. Так, амнистия была объявлена в связи с рождением Ивана Васильевича, ставшего Грозным. А сам он завещал освободить после своей смерти всех узников вообще. Вот какой был душевный и добрый человек.

Начиная с петровских – и окончательно с екатерининских – времен религиозный характер амнистии ушел в историю. Осталась только светская воля монаршая – миловать по случаю восшествия на престол, рождения наследника и т.д. С тех пор к Пасхе в России больше из тюрем не выпускали. А за ХIХ – начало ХХ веков в Российской империи было всего семь больших амнистий, лишь одна из которых (в 1878 году) была посвящена победе в войне, две были политическими, остальные связаны с событиями в царской семье.

Большевики амнистию «к праздникам» вернули. Выпускали из тюрем и лагерей в основном по случаю годовщины революции (хотя не только), а в постсоветское время – в связи с победой в Великой Отечественной войне, хотя и это далеко не единственный был повод.

Среди правоведов всегда было много противников амнистий чохом. Ведь это значит, что что-то не так с правосудием, говорят эти люди. Вот что писал, например, о помиловании и амнистии еще в ХVIII веке один из основоположников теории уголовного права Чезаре Беккария (его Екатерина Вторая хотела пригласить в Россию для написания нового Уложения законов, но не срослось), который, заметим, одним из первых выступил и против смертной казни как уголовного наказания:

«Если учесть, что милосердие – добродетель законодателя, а не исполнителей закона, что эта добродетель должна проявляться во всем блеске в кодексе, а не в специальных судебных решениях, то показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие, значит порождать в них аллегорию безнаказанности и заставлять их верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному – скорее акт насилия власти, чем результат правосудия».

Не правда, ли как сегодня написано?

Переводя на современный язык, Думе законы надо лучше писать, судам им следовать – и не нужно никаких амнистий.

Амнистию Беккария считал актом, «декретирующем безнаказанность». Правда, он отрицал амнистию лишь для тех стран, «которые пользуются невозмутимым спокойствием, где законы хороши, а наказания несуровы, где суд праведен и скор». Тогда как потребность в прощении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров.

Многие и сейчас считают, что объявление амнистии ведет к нарушению принципа справедливости, к отказу от целей наказания (при том, что виновный не факт, что исправился и раскаялся). Ну и наконец, при амнистии игнорируется принцип индивидуализации наказания.

Возможно, именно по этой причине (с акцентом как раз на индивидуализм) в странах англо-саксонского права массовых «прощений» в нашем понимании практически не бывает. В Латинской Америке с ее традициями частых переворотов амнистии применяют лишь по отношению к политическим противникам – чтобы умерить страсти. Нам, слава богу, этот пример пока не годится для массового применения.

В современном мире бывают амнистия и по соображениям экономии. Например, в США, где сидит около 2 млн человек, бывает, что досрочно отпускают заключенных большими партиями, чтобы было куда сажать новых. В этом году на фоне пандемии добавились санитарные причины: досрочно преступников (по нетяжким преступлениям) отпускали в Италии и Франции, в тех же США, в Германии и Иране (там выпустили аж 200 тысяч человек), но в последних двух случаях оговаривали: чтобы по окончании пандемии зеки вернулись обратно досиживать свое. Заключенных отпускали в Иордании, Судане, Бахрейне, Индии и Канаде.

У нас в мае закон об амнистии по случаю юбилея Победы принимать не стали – как раз «из санитарных соображений»: раз вся страна на карантине, то пусть и эти посидят. Достоверной статистики о том, как в колониях и тюрьмах обстоят дела с китайской заразой, я не встречал. Соображения экономии, конечно, теперь могут присутствовать. Содержание одного зека в колонии стоит около 60 тысяч рублей в год. В колониях сейчас находятся около 380 тысяч человек (еще около 100 тыс. в СИЗО). «Колонисты» обходятся, таким образом, в примерно в 22,8 млрд рублей. Для сравнения: из федерального бюджета на прошлые думские выборы выделяли 10 млрд руб., на голосование по поправкам к Конституции в этом году – 14 млрд. Но вообще-то подходить к государственным институтам (что к тюрьмам, что к парламенту) только с мерками «бухгалтерской экономии» не совсем верно. Так можно доэкономиться.

Те, кто призывает к милосердию и амнистии, исходят, видимо, из того, что перевод социальных отношений из негативной (тюремной) плоскости в позитивную (путем применения амнистии) приведет в том числе к позитивным социальным результатам – например, к сокращению преступности. И к тому, что доброта разольется по всей нашей необъятной родине ровным толстым слоем.

Но можем ли мы сказать, что, применяя в постсоветское время амнистию довольно часто (до 2015 года), мы стали как общество добрее и милосерднее? Поучаствовав, к примеру, в соцсетях в иных холиварах или в родительских чатах, где, кажется, иной раз готов убить друг друга, да и вообще оценив уровень терпимости ко всякому инакомыслию у нас в стране, такое вроде не скажешь. С другой стороны, число почти всех тяжких преступлений за последние 20 лет упало драматически, порой в разы. Кроме взяточничества, которое выросло в два раза. Так мы стали добрее и милосерднее или просто смиреннее? А может, отвергая массовую амнистию, наше государство движется в сторону «англо-саксонского права»? Вот ведь чушь какую сморозил напоследок, скажет тут иной читатель…

Новости и материалы
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
Все новости