Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Где правда, брат?

Я – паства. Хреновенькая, конечно, но уж какая есть. Так уж случилось, что я паства РПЦ(б), в смысле той, которая тут. А сегодня в Нью-Йорке начался Архиерейский собор РПЦ(м), которая, соответственно, там. Уже почти восемьдесят лет. И вот РПЦ(б) послала РПЦ(м) братское послание – помиримся, мол, братья, перестанем обзывать друг друга сергианами и карловчанами, благо объективные исторические причины разделения церквей сами собой (ну и Господним соизволением, разумеется) устранились и ничто, казалось бы, не мешает нам воссоединиться. Но РПЦ(м) помириться, наверное, и хотела бы, а не может, ибо на ее стороне историческая правда. Пусть, мол, сперва прислужники советской безбожной власти покаются в отступничестве своем и признают, что они не есть истинная церковь, а истинная как раз мы. Вот потом уже пусть себя нашими братьями называют. Так говорит РПЦ(м) и массу правильных аргументов в свою пользу приводит.

Спору нет, доводы убедительные, справедливые и даже подогревающие праведное негодование в душе любого поборника справедливости. И что же мне, спрашивается, теперь думать и делать? С одной стороны – я, как и всякий русско-советский интеллигент, конечно, за справедливость, окончательную и бескомпромиссную. А справедливость, видимо, на стороне уехавших, но не согнувшихся, на стороне РПЦ(м), стало быть. Но с другой стороны, повторюсь, я – паства. Тутошняя. Живу я здесь, совокупностью обстоятельств, привязанностей и лености. И каково же мне будет считать ту Церковь, с которой я уже как-то сжился, при помощи не только себя, но и всех моих предков, безблагодатной, непреемственной и вообще – неправильной? Парадокс, дилемма, черт бы ее, а мой простой рассудок парадоксов с дилеммами терпеть не может и норовит их немедленно преодолеть.

Ведь если говорить честно, то душой я навсегда останусь на стороне нестяжателей, старообрядцев, РПЦ(м), вообще всех и всяческих оппортунистов, оппозиционеров и проч. Но это юношеское пристрастие к гонимым и обиженным, к сожалению, не продуктивно. И, уж во всяком случае, не может и не должно распространяться на церковь. Русская Церковь (а значит – и православная Правда), какой бы она ни была, неотделима от российского государства, российской власти и этой трудноспасаемой земли. Они есть единый организм, и когда русский священник одну только мысль об отъезде «на чужу сторону» называл грехом, когда налагал епитимью за пребывание в полоне у татар или ляхов – он был прав правдой именно этого, единого организма. И во веки веков князь Курбский будет изменником, хотя Иван IV сделал несопоставимо больше вредного и глупого зла для своей земли. И командарм Павлов, и генерал Калугин, и многие другие, кто своим искренним и принципиальным инакомыслием пытался преодолеть беспринципную правоту страны.

Впрочем, позиция РПЦ(м) вполне справедлива и с цинической точки зрения. Ведь большая часть ее паствы хранит в своей душе либо презрение, либо обиду, либо снисходительное прагматичное неприятие всей суммы пороков, которыми так богата российская держава. И разубеждать ее в этом было бы крайне неблагодарным занятием. Живи, например, я сам где-нибудь не здесь – ни за что б сюда не вернулся. Уж очень тут неуютно, беспокойно и несправедливо устроена жизнь. И оправдать те или иные телодвижения хоть предыдущего, хоть нынешнего государства не удается при всем желании. Но кто велит мне отождествлять себя именно с государственной машиной? С прокуратурой, патриархией, партийным аппаратом, Церетели-Михалковыми и прочими инстанциями? Вот ведь забавный случай – стоит мне, хоть на время, прекратить работать в отделе политики ежедневной газеты, как я сразу забываю об актуальности всевозможных государственных мероприятий и происшествий. А переместившись на сотню только километров от Москвы – и вовсе перестаю понимать смысл официально происходящего. Но остаются люди и земля, с которыми я сросся и которые составляют часть моего собственного организма. Так же, как и я сам – часть этой земли и этих людей. Поэтому, когда между тучек бегает полоумное октябрьское солнце, продавец Гурам в ночном магазине улыбается мне и показывает – какая водка поддельная, какая нет, а патриарх Алексий велит держать церкви весь день открытыми, тогда я радуюсь. А когда идет холодный мерзкий дождь, олигархи угнетают народ, а патриархия отбирает помещения у РГГУ – не радуюсь. Но возражать? Не проще ли возражать против того, что Москва расположена не у берегов Черного моря или, лучше, Атлантического океана?

Новости и материалы
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
Все новости