«Необходимо ввести ответственность для губернаторов вплоть до уголовной за предоставление в высшие органы власти заведомо ложных или неверных сведений о ситуации в транспортной сфере региона, и прежде всего пригородном железнодорожном комплексе», — заявил первый зампред комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнев, выступая на «круглом столе» в МИА «Россия сегодня».
«Ежегодно губернаторы подводят итоги работы и отчитываются перед президентом. Одним из показателей оценки эффективности исполнительной власти регионов мог бы быть критерий, связанный с транспортной доступностью, включая обеспеченность населенных пунктов пригородными электричками», — отметил он.
В соответствии с действующим законодательством, транспортное обслуживание населения на электричках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Субъекты должны компенсировать разницу между ценой билета пассажира и стоимостью затрат пригородных пассажирских компаний. Однако в настоящий момент накопленная задолженность субъектов перед ППК составляет 38 млрд руб. По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины. Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели. Одними из крупнейших должников являются Орловская и Тульская области — их долги измеряются сотнями миллионов рублей.
«Региональным властям необходимо пересмотреть свое отношение к решению транспортных задач, сейчас его можно охарактеризовать как безответственное», — добавляет руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.