Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Открыться мало: вернутся ли покупатели в торговые центры

Эксперты рассказали, как будут работать ТЦ после смягчения ограничений

С 1 июня в Москве заработают магазины, торгующие непродовольственными товарами, и владельцы торговых центров не скрывают надежд на восстановление покупательского трафика. Тем не менее, без развлечений ожидать прежнего наплыва клиентов не стоит, считают эксперты. Также рынок может ждать обострение конкуренции.

С начала июня в столице заработают непродовольственные магазины, а также организации, которые оказывают бытовые услуги без длительного контакта с клиентами – химчистки, ремонтные мастерские и так далее. Владельцы торговых центров, у которых этот бизнес арендует помещения, не скрывают оптимизма: все они ждут, что постепенно покупательский трафик восстановится до докризисного уровня.

«Мы очень ждали этих новостей, и как и весь рынок восприняли их позитивно. Надеемся, что и второй и третий этапы так же оперативно будут введены, и мы наконец-то начнем нормально работать», – сказала «Газете.Ru» директор по аренде ТЦ «Авиапарк» Юлия Дьякова.

Боязнь заразиться коронавирусом среди россиян и неопределенные перспективы очень сильно ударили по всей отрасли. По данным Watcom Shopping Index,

еще до введения ограничений на свободное передвижение по Москве и всеобщей самоизоляции посещаемость торговых центров в столице начала резко падать. Уже 19 марта она упала на 20% в сравнении с прошлым годом.

По состоянию на 1 апреля этот показатель и вовсе упал на 73% и до сих пор остаётся ниже прошлогодних показателей более чем на 60%.

В других городах России ограничения на работу непродовольственных магазинов вводились и снимались так же — в зависимости от решения местных властей, полагавшихся на эпидемиологическую обстановку. И крупные федеральные сети полностью зависимы от этих решений.

«Компания ИКЕА принимает решения о датах открытия своих магазинов в каждом регионе после выхода соответствующих распоряжений региональных органов власти. Решения принимаются индивидуально для каждого магазина», – пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

Но Москва в этом смысле все равно останется ориентиром для остальных регионов, так как в столице торговля развита гораздо сильнее.

«Все этого ждали и понимали, что пока Москва не откроется, никакого развития и роста потребительского спроса не будет. Потому что так или иначе, но львиная доля товарооборота арендаторов формируется именно в Московском регионе. Все взоры будут направлены на то, как открывается Москва, насколько активно покупатели возвращаются в торговые центры и тратят», – рассказала «Газете.Ru» директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.

В сложившейся обстановке самое главное – обеспечить безопасность покупателей внутри торговых центров, и их владельцы прекрасно это понимают, поэтому большинство из них не настаивает на том, чтобы открыть все и сразу.

«Торговые центры полностью не закрывались, функционировали супермаркеты и часть магазинов, которые не подпадали под действие введённых из-за пандемии ограничений, – пояснила «Газете.Ru» директор отдела развития проектов департамента недвижимости Crocus Group Екатерина Белолипецкая. – Постепенное открытие все большего числа магазинов в составе торгового центра в сложившихся условиях является обоснованной мерой с точки зрения сохранения опасности распространения вируса».

С этим у крупных игроков вряд ли возникнут серьезные трудности. В беседе с «Газетой.Ru» экс-глава службы эксплуатации ТРЦ РИО Михаил Петкевич напомнил, что все необходимые системы, в том числе и по прогонке воздуха, в таких помещениях давно установлены.

«Для того чтобы сделать социальную дистанцию и поставить санитайзеры в туалетах, больших усилий прилагать не придется. Входной контроль, охрана с термометрами - это все легко»,
сказал Михаил, уточнив, что в том же РИО площади большие, бутиков достаточно и никаких столпотворений там в принципе никогда не было.

На старт, внимание

Все опрошенные руководители столичных торговых центров уверены, что с открытием непродовольственного ритейла покупатели вернутся в магазины, чтобы реализовать отложенный спрос.

«Отложенный спрос безусловно существует: люди достаточно долго просидели в самоизоляции. Возможно, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, люди захотят прийти и просто развеяться», – считает Юлия Дьякова из «Авиапарка».

Евгения Хакбердиева из агентства недвижимости Knight Frank тоже делает ставку на шоппинг. По ее мнению,

люди за два с половиной месяца попросту засиделись, и им нужно куда-то выйти.

«Если смотреть на то, как открывались торговые центры в регионах, например, «МЕГА» в Санкт-Петербурге, результаты нам показывают, что спрос есть, и люди элементарно, пропустив весну, должны купить себе что-то на лето», – рассказала она.

Чтобы помочь арендаторам плавно восстановить свою работу, многие торговые центры готовы предоставить им арендные каникулы или снизить это бремя каким-то другим образом. «Касательно условий аренды:

кто-то действительно договорился и для того, чтобы арендаторы как можно скорее открывались, они обсуждают льготные условия на ближайшие два месяца. Есть те, кто предлагает сначала открыться и обсудить скидки уже по факту первого месяца работы.

Я думаю, что оба подхода имеют право на жизнь», – считает Евгения Хакбердиева.

Екатерина Белолипецкая из Crocus Group также сообщила, что в компании подходят к каждому арендодателю индивидуально и стараются находит решения по-партнёрски, поскольку и арендаторы, и девелоперы оказались в одинаково трудной ситуации. Такую позицию озвучила и Юлия Дьякова из «Авиапарка».

Повезет не всем

Отложенный спрос действительно имеет место быть, и часть людей так или иначе снова потянется в торговые центры, несмотря на довольно серьезное падение доходов, не успевших восстановиться еще с кризиса 2014-го года, рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Но далеко не все торговые центры смогут выдержать конкуренцию в сложившихся условиях, ведь их ждет серьезная консолидация потребительского спроса вокруг более крупных ТЦ.

«Ряд торговых центров, которые действительно не отличались какой-то внятной и современной концепцией, будут продолжать стремительно пустеть, – предположил аналитик. – Даже если их арендодатели будут предоставлять какие-то арендные каникулы, но трафика все равно не будет, магазины будут закрываться».

Михаил Бурмистров отметил, что серьезное сокращение трафика ждет и премиальные магазины, которые были ориентированы на иностранных туристов – те же ГУМ и ЦУМ. И их восстановление будет заторможено, пока туристы не вернутся в Россию.

В любом случае, по его мнению,

ждать былого трафика в торговых центрах не стоит, пока не откроются основные «магниты», притягивавшие покупателей до пандемии – фуд-корты, фитнес-центры, кинотеатры и другие развлекательные объекты.

Эксперт отдельно остановился на том, что серьезные проблемы с арендаторами, вне зависимости от арендных каникул, возникнут у тех, кто торгует товарами с минимальным отложенным спросом.

«Ряд непродовольственных магазинов просто не откроется и мы увидим, как некоторые торговые центры стремительно опустеют. Такое резкое падение мы, скорее всего, увидим среди продавцов ювелирных изделий, одежды и аксессуаров. Получше ситуация будет у парфюмерно-косметической отрасли, товаров для дома, отделочных материалов и мобильной техники и электроники», – отметил глава «Infoline - аналитика».

С точки зрения безопасности, по мнению Михаила Бурмистрова, проблем не возникнет только у крупных игроков рынка. Ведь они будут и дальше стремиться улучшать покупательский опыт, а значит, инвестируют средства в уже существующую систему безопасности и дополнят ее автоматизированными системами измерения температуры посетителей.

Менее популярные торговые центры не смогут позволить себе таких вложений, и будут вынуждены ограничиться раздачей бесконтактных термометров охранникам.

Учитывая все неудобства, связанные с такой «ручной проверкой» посетителей, для них это будет означать потерю покупателей,

которые впредь будут посещать только крупные торговые центры. И это – не все проблемы, с которыми столкнутся небольшие участники рынка.

«Крупнейшие и наиболее привлекательные торговые центры будут чувствовать себя хорошо и они достаточно быстро восстановятся. Но 70-75% торговых центров столкнутся с сильным падением трафика. Ведь им еще нужно инвестировать в рекламу, а далеко не все умеют это правильно делать», – подытожил эксперт.

Новости и материалы
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
Все новости