Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лаптем щи хлебать: как россияне давятся родным

ВШЭ: россияне стали закупать меньше импортных товаров

Россия сокращает импорт автомобилей, одежды, обуви, продовольствия. Всего в мае за рубежом было приобретено товаров на $20 млрд, это на 3% меньше, чем в апреле. А по сравнению с прошлым годом импорт из стран дальнего зарубежья обвалился сразу на 8%, констатируют эксперты ВШЭ. Дальше будет только хуже: из-за санкций, слабого рубля и постоянно снижающейся платежеспособности у россиян практически не остается выбора товаров.

Нет денег — нет машины

По оценке Высшей школы экономики, в мае текущего года стоимость импорта, закупленного российскими компаниями и гражданами, составила $20 млрд. При этом основная часть пришлась на страны дальнего зарубежья. Его доля достигла $16,9 млрд. Об этом говорится в бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», подготовленного НИУ ВШЭ.

Если устранить сезонные факторы, то импорт в мае сократился на 3% к апрелю. Но и в апреле было снижение, хотя и не такое заметное — на 1,1%.

Проблема в том, что импорт из стран дальнего зарубежья не просто снизился, а обвалился по сравнению с прошлым годом сразу на 8%.

Если посмотреть, какой именно импорт сократился из стран дальнего зарубежья, то обнаружится вот что: машиностроительной продукции Россия закупила почти на 10% меньше, химической продукции на 6,6%, продовольствия – на 2,2%, текстильных изделий и обуви – на 1,3%. Из ключевых по значимости товарных групп растут лишь объемы импорта продукции химической промышленности (+ 0,4% в первом квартале).

Ежемесячный объем импорта в Россию на протяжении последних двух лет изменяется в относительно узком диапазоне, что свидетельствует о стагнации, следует из бюллетеня НИУ ВШЭ. «Пока же, в целом, можно говорить о стагнации импорта: попытка роста, которую мы наблюдали с сентября прошлого года, похоже, не удалась. На протяжении последних двух лет ежемесячная стоимость импорта товаров в торговле со всеми странами с устраненной сезонностью изменялась в относительно узком диапазоне $20-22 млрд», — отмечается в исследовании НИУ ВШЭ.

Несмотря на то, что прошлогоднее «дно» по импорту еще не достигнуто, «стоимость импорта продукции машиностроения снизилась более существенно и стала минимальной за последние два года».

При этом продукция машиностроения составляет примерно половину импорта из стран дальнего зарубежья, и продолжение урезания объемов ее закупки может привести к формированию «понижательной тенденции».

Эксперты ВШЭ считают, что импорт в мае сократился как за счет снижения долларовых цен импорта, так и продолжающегося спада в закупках физических объемов. В марте, согласно последней доступной статистике ФТС, объемы закупаемого импорта сократились на 1,9% год к году, а в первом квартале — на 1%.

Еще одной из причин снижения импорта НИУ ВШЭ называет слабый потребительский спрос, который сдерживает рост продаж, например, автомобилей. После некоторого оживления автомобильного рынка в марте в последние месяцы продажи легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) вновь стали сокращаться и с устраненной сезонностью не превышают 150 тысяч в месяц. Это прошлогодний уровень среднемесячных продаж.

Так, в мае продажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили 137,6 тыс. авто, что на 6,7% меньше, чем в мае 2018 года и на 1,7% меньше, чем в апреле этого года.

А откуда взяться потребительскому спросу, если, по данным за 2018 год, количество бедных в стране составило 12,9% населения — это почти 19 млн человек.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что проблема бедности в России стала сверхострой. Деньги на борьбу с ней выделяются, но «живут» своей жизнью.

Наихудшая динамика с 2008 года

«В лучшем случае тут можно говорить о стагнации рынка. Даже госпрограммы льготного автокредитования, которые были возобновлены в марте, не смогли переломить эту тенденцию», — говорит эксперт ВШЭ Сергей Пухов, добавляя, что сейчас в целом импорт машиностроительной продукции с 2008 года показывает наихудшую динамику.

Эксперты НИУ ВШЭ не ожидают в перспективе улучшения внутреннего спроса и роста физических объемов импорта. Кроме того, может усилиться давление на рубль, например, из-за снижения цен на нефть, высокой интенсивности оттока капитала — более $35 млрд за пять месяцев текущего года,

что почти в два раза превышает прошлогодний уровень». Все эти факторы будут способствовать формированию тренда на снижение закупок импорта в ближайшие месяцы, резюмирует Сергей Пухов.

В исследовании НИУ ВШЭ не фиксируется внимание еще на одной причине снижения закупок импорта. Это санкции западных стран против России после присоединения Крыма. Напомним, с 2014 года были введены санкции ЕС, касающиеся запрета экспортировать в Россию товары двойного назначения, предназначенные для военного использования. И с 2018 года — санкции США из-за отравления Скрипалей в Солсбери. Американцы ввели полный запрет на экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения. В итоге правительство было вынуждено сократить расходы на развитие и обновление системы ГЛОНАСС. Эту программу урежут почти на 13 млрд рублей.

Свою лепту вносит и запрет на импорт продовольствия в РФ, который был на этой неделе продлен до 2020 года.

Пессимизма НИУ ВШЭ относительно импорта не разделяет Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum. По крайней мере в той части, что снижение импорта связано с ослаблением рубля. Логика эксперта такая: угрозы новых санкций выглядят ничтожными, а ФРС с лета полностью меняет валютную политику, переходя к снижению ставки.

«Рубль на фоне этих событий чувствует себя очень устойчиво, обновляет годовые максимумы и вряд и на этом остановится: скорее всего, доллар прижмется постепенно к психологически значимой отметке в 60 рублей. И год закончит где-то возле нее, если не ниже», — говорит Капустянский. Рубль похудел к доллару за прошлый год примерно на 15%, но с начала 2019 года отыграл уже более 60% снижения, уточняет Капустянкий.

Рубль отыгрывает свои позиции и у евро после проседания на 11% в прошлом году. Укрепляющийся рубль будет способствовать росту импорта, несмотря на остающуюся действительно низкой платежеспособность граждан, полагает эксперт.

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости