Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Больше маркировки: какие товары снабдят кодами

Правительство расширяет список товаров для маркировки в этом году

Маркировка различных групп товаров, которую начали постепенно внедрять в России еще несколько лет назад, превращается в один из важнейших инструментов борьбы с «серым оборотом». Вероятно, уже в ближайшее время система маркировки и прослеживаемости товаров охватит 21 товарную группу, и дальше их число будет только расти.

Новая маркировка

Правительство России в конце апреля утвердило общие правила маркировки и прослеживаемости товаров, производимых и продаваемых на территории страны – к 2024 году планируется создать сплошную систему маркировки, в которую войдет широкий спектр продукции. Как выяснили «Ведомости», ознакомившись с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, перечень маркируемых товаров, которых нововведение затронет уже в ближайшее время, было решено расширить.

Напомним, что решение о создании системы маркировки было принято в 2017 году, и ее оператором был назначен Центр перспективных технологий (ЦРПТ). На данный момент маркировку уже наносят на табачную продукцию, в качестве эксперимента система охватывает производителей лекарств (обязательной для всех маркировка станет с 1 января 2020 года), а с июня ФНС передаст единому оператору контроль за меховыми изделиями. Согласно первоначальным планам правительства, в 2019 году обязательную маркировку предполагалось внедрить для 12 категорий товаров – к уже существующим направлениям добавятся шины, обувь, фотокамеры, парфюмерия, блузы, верхняя одежда, одежда из кожи, кухонное и постельное белье. В список ближайших категорий, в соответствии с распоряжением премьера, добавлена молочная продукция.

По данным «Ведомостей», этот перечень было решено расширить еще на 8 товарных групп – готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику и безалкогольные напитки. Таким образом, маркировкой предполагается снабжать 21 группу товаров, пишет издание.

Представитель вице-премьера Максима Акимова заявил, что решение о маркировке новых групп товаров еще не принято. Однако, даже если это произойдет, участники рынка от внедрения инновации выиграют – таково мнение представителей бизнеса, опрошенных «Газетой.Ru».

В конце прошлого года глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что в 2018 году на российском рынке было выявлено более 14 млн единиц контрафактной продукции.

И наиболее эффективным инструментом для того, чтобы переломить эту ситуацию, является маркировка, уверена генеральный директор ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова.

«Маркировка может дать рынку порядок и контроль. Это один из эффективных методов борьбы с контрафактом, причем тот метод, который поддержан государством и большей частью представителей промышленности», — говорит Квасова.

По ее словам, есть некоторая группа производителей, которые не до конца понимают, что им может дать маркировка, и иногда представители промышленности воспринимают эту систему как некую дополнительную нагрузку и финансовое обременение, забывая о том, что она принесет с собой расчистку рынка и честную конкуренцию – то есть, в конечном итоге, увеличение доходов. А потребители смогут покупать гарантированно легальные товары и не бояться неприятных последствий таких покупок.

«Товаропроизводители больше всего озадачены тем, что маркировка – это большие расходы, но ведь государство готово оказать помощь при покупке необходимого оборудования. Кроме того, когда предприятие заходит на маркировку, оно не просто покупает какое-то оборудование – все это просчитывается, и специалисты ЦРПТ помогают сделать это эффективно, чтобы не было стрельбы из пушек по воробьям», — уверяет Квасова.

Опасения и надежды

Действительно, такая озабоченность среди представителей бизнеса существует. «На рынке электроники нет массовой проблемы контрафакта – возможно, есть сегменты, где это встречается, но они очень небольшие, и связано это прежде всего с аксессуарами, а не с самой техникой. Мы поддерживаем идею прослеживаемости, но у нас и так прозрачный рынок, поэтому вводить дополнительные методы нам кажется экономически нецелесообразным», — поделился мнением с «Газетой.Ru» директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

Очевидно, что подход к каждой отрасли должен быть индивидуальным, и ЦРПТ, по словам представителей бизнеса (в том числе и Антона Гуськова) находится с ними в постоянном диалоге. Вопросов и нюансов возникает много, но все их в итоге удается решить, делится опытом взаимодействия с оператором системы глава Национального обувного союза Наталья Демидова.

«На самом первом этапе, более полутора лет назад, у нас с ЦРПТ была создана рабочая группа с участием компаний, заинтересованных в маркировке – от оптовых поставщиков до индивидуальных предпринимателей. Мы постарались учитывать интересы и пожелания всех этих компаний, потому что маркировка исходила из особенностей бизнес-процессов», — рассказала Демидова «Газете.Ru».

Причем работа этой группы будет продолжена и после официального старта процесса по маркировке обуви. Например, речь идет о маркировке остатков – по словам Демидовой, ясно, что некоторые компании до настоящего момента работали не вполне легально и могут не иметь всей необходимой документации на товары, но в течение 2 лет они смогут плавно избавиться от такой продукции с помощью специального вида маркировки.

Демидова отмечает, что, несмотря на сложности на каждом этапе, все их постепенно удается разрешить. Помимо обеления рынка, глава Национального обувного союза видит и еще один существенный плюс маркировки для бизнеса – облегчит прогнозирование бизнес-процессов.

«Сейчас никто не понимает, сколько и чего находится на рынке. Решения о том, в каком направлении развиваться, компании принимают более-менее на ощупь. Исходя из моего более чем 20-летнего опыта, достоверность отчетов даже крупных аналитических агентств немного под вопросом, потому что им неоткуда взять точные данные», — рассказывает Демидова.

Маркировка же позволит собрать точные сведения о товарах на рынке и для представителей бизнеса, и для государства.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) также видят плюсы от внедрения маркировки – начиная с борьбы с «тенью» и заканчивая повышением эффективности функционирования бизнеса.

«Безусловно, маркировка обязывает нас настраивать свои внутренние процессы, поэтому очень важно, чтобы система маркировки по различным товарным группам была единообразной, исключала дублирование функций систем и предусматривала автоматизированную передачу отчетных данных из корпоративных систем в государственную учетную систему. Для торговых сетей, реализующих широкий ассортимент товаров, это наиболее актуально», — уверена руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости АКОРТ Анна Орлова.

По ее словам, введение маркировки имеет большой потенциал и в части упрощения администрирования: это и оптимизация взаимодействия с поставщиками, и ускорение внутренних процессов, снижение контрольных рисков и так далее.

Некоторые представители бизнеса самостоятельно выступили с предложением о введении маркировки в их сегменте – например, так поступили представители компании «Холдинг Аква», владеющей скважинами Ессентукского месторождения и разливающей знаменитую минеральную воду «Ессентуки».

«Именно в нашей отрасли, особенно в регионах Северного Кавказа, маркировка просто необходима, потому что на рынке очень много контрафактной продукции, и это один из механизмов борьбы с ним. Мы еще в 2018 году выступили с инициативой стать пилотным проектом по маркировке минеральной воды», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

Сейчас совместно с ЦРПТ идет подготовка производства для начала маркировки – планируется, что она будет введена в ближайшее время. Этот вопрос обсуждается и с другими бутиляторами минеральной воды, чтобы итоговый результат был максимально полезен для всех участников рынка. Кроме того, потребитель сможет легко отсканировать код на бутылке и узнать, что, когда и при каких обстоятельствах происходило с ее содержимым.

Новости и материалы
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
Все новости