Слетели с рейсов

«Кубань» и «Аэросвит» с 11 декабря не летают в России, пассажирам придется покупать новые билеты

11 декабря сразу две авиакомпании прекратили полеты в России — «Кубань» и «Аэросвит». И если у пассажиров украинского перевозчика есть надежда на оплату долгов и возобновление полетов, то большинству клиентов «Кубани» придется возвращать билеты и искать другие. Перевозчик успокаивает: договоренности о перелетах клиентов в ближайшие два дня есть.

Две авиакомпании оставили пассажиров без предновогодних поездок: краснодарская «Кубань» со вторника прекратила полеты, а «Аэросвит» в Шереметьево не принимают из-за долгов. О денежных проблемах украинского авиаперевозчика стало известно заранее, из-за чего Росавиация пригрозила приостановить его аэронавигационное обслуживание. В понедельник «Аэросвит» погасил перед регулятором последний долг в $246 тыс., Росавиация разрешила ему полеты. Но украинские рейсы до России не долетели. В полночь 11 декабря Шереметьево отказался принимать самолеты, ему перевозчик задолжал 165,5 млн рублей за обслуживание.

В результате часть пассажиров рейса Киев — Москва 11 декабря доставил «Аэрофлот». Шереметьево заявляет, что сегодня за свой счет сажает пассажиров рейсов «Аэросвита» на другие рейсы и обеспечивает им питание.

Если перевозчик не погасит долги, завтра судьба клиентов «Аэросвита» будет полностью в их руках. Шереметьево им помогать не будет. Им нужно сдавать билеты и по всем вопросам обращаться в «Аэросвит».

Приостановка работы «Кубани» стала для пассажиров неожиданностью. Уведомление о прекращении полетов с 00.00 по московскому времени перевозчик направил в Росавиацию 10 декабря. В качестве причин он назвал тяжелое финансовое положение и невозможность исполнять требования законодательства. Согласно нормативам, для выполнения регулярных рейсов у авиакомпании должно быть восемь самолетов вместимостью не менее 55 мест. У «Кубани» столько нет. С 1 ноября перевозчик перестал эксплуатировать старые Як-42, а недавно из-за долгов вернул три А319, находившиеся в лизинге. Итого у компании осталось всего три самолета Вoeing-737-300.

Некоторые региональные аэропорты приостановили обслуживание рейсов «Кубани», не дожидаясь полуночи. В частности, речь идет о Перми и Самаре. Свой первый рейс Пермь — Москва «Кубань» должна была совершить 10 декабря. Выполнен он не был.

До конца марта на ее рейсы куплено 14,5 тыс. билетов.

Сейчас Росавиация пытается вести пересадку пассажиров «Кубани» на самолеты других авиакомпаний. Это, в частности, «Якутия», «ЮТэйр», «Грозный авиа», «Татарстан», «Оренбургские авиалинии». Ситуация в аэропорту Краснодара стабильная, заверили РИА «Новости» в «Базэл аэро». Вчера был отменен рейс в Санкт-Петербург, сегодня — два в Москву и один в Ереван. «У касс авиакомпании нет ни одного человека», — сказали в компании.

Заменой чартеров занимаются туркомпании. В частности, выполнение чартера «Кубани» Москва — Пардубице — Москва полностью взяли на себя «Оренбургские авиалинии», сообщили «Газете.Ru» в турфирме «Веди-тур», которая использовала блоки мест авиакомпании на этом направлении. Рейс Краснодар — Прага — Краснодар должен взять на себя «Татарстан». Сейчас в авиакомпании решают, как можно организовать перевозку пострадавших пассажиров. «Наши специалисты как раз сейчас вылетают в Москву, чтобы решить вопросы по перелетам пассажиров», — пояснили «Газете.Ru» в авиакомпании.

Туристам, которые покупали билеты сами, и Росавиация, и специалисты советуют сдавать их и приобретать другие. Массовых замен рейсов «Кубани» нет. В частности, «ЮТэйр» ведет переговоры с Росавиацией по перевозке некоторых пассажиров. «Но речь идет об исключительных ситуациях. Массовых замен не будет», — подчеркнули в пресс-службе авиаперевозчика.

Перевозить пострадавших пассажиров другие авиакомпании могут лишь в критических ситуациях, подтверждает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, вопрос заключается в том, как другие авиакомпании будут компенсировать расходы на перевозку пострадавшего пассажира. «Есть механизм компенсации дополнительных расходов на случай аннулирования сертификата эксплуатанта, но у «Кубани» он пока не аннулирован. После принятия решения Росавиацией у авиакомпаний может возникнуть некая возможность компенсировать издержки», — говорит эксперт. Источник «Газеты.Ru» в отрасли советует пассажирам «Кубани» как можно быстрее подавать заявление на возврат денег и приобретать новые билеты. «Билеты других авиакомпаний на направления «Кубани» расхватывают как горячие пирожки», — говорит он.

Большой спрос на билеты в преддверии новогодних праздников добавляет проблем, указывает Пантелеев. «Это издержки ситуации, с которыми вряд ли кто-то может справиться», — сетует он.

В частности, тяжело придется туристам, запланировавшим лыжный отдых в Приэльбрусье с прилетом в Нальчик. С банкротством «Кубани» на маршруте Москва — Нальчик осталась только авиакомпания «Грозный авиа», которая выполняет полеты на небольших Як-42. А, например, на поезд Москва — Нальчик отправлением 29 декабря билетов уже нет. Рейсы в Нальчик будут у «ЮТэйра», но с 15 января.

Сама «Кубань» вечером во вторник сообщила, что договорилась о перевозке ее пассажиров в ближайшие два дня «Якутией», «ЮТэйром» и Red Wings. «Во вторник самолетами партнеров в общей сложности было перевезено около 900 пассажиров, купивших ранее билеты на рейсы «Кубани», — говорится в сообщении авиаперевозчика. Там указывается, что сегодня должны были состояться 20 рейсов. К решению проблем пассажиров и сотрудников «Кубани» подключилась администрация Краснодарского края.

Осенью 2012 года у «Кубани» было накоплено около 5 млрд рублей долгов — за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание, лизинг самолетов и авиакеросин. На 10 декабря долг составлял 2,7 млрд рублей. В частности, только перед Внуково — 330 млн рублей, сообщила «Газете.Ru» начальник пресс-службы аэропорта Елена Крылова. По ее словам, для воздушной гавани решение «Кубани» прекратить полеты было неожиданностью. «Они не проинформировали базовый аэропорт о прекращении операционной деятельности. Мы об этом узнали из пресс-релиза», — сказала Крылова.

«Кубань» входит в холдинг «Базовый элемент», весной ей искали стратегического инвестора. Он не нашелся. Финансовая ситуация «Кубани» после поглощения ею Sky Express оставалась нестабильной. За 2011 год перевозчик получил почти 91 млн рублей чистого убытка, в 2010 году — 654,77 млн рублей.

10 декабря «Кубань» подала в Арбитражный суд Краснодарского края заявление о банкротстве.

Деньги клиентам авиакомпания должна вернуть полностью, указывают в Росавиации. В Роспотребнадзоре напоминают, что путешественники могут через суд потребовать возмещения убытков, возникших из-за прекращения полетов: это расходы на питание, проживание и прочие нужды. В суд также можно подавать и заявления о компенсации морального вреда.