Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Легальный шпионаж: зачем интернет-сервисы собирают личные данные

Как IT-компании собирают данные пользователей и что с этим делать

Использование личных данных пользователей в коммерческих целях – повседневная часть работы IT-компаний, и их вряд ли можно в этом упрекнуть, ведь люди добровольно дают на это согласие в пользовательском соглашении. Однако случается, что собранные данные оказываются у третьих лиц, или же в обработку попадают те сведения, которые человек раскрывать не соглашался. Защита пользователей от нелегального и противозаконного использования их данных в подобных ситуациях - обязанность государства.

Охота за информацией

Интернет – неотъемлемая часть жизни миллионов людей, дающая им возможности и инструменты, о которых еще в недавнем прошлом можно было только мечтать. Сеть позволяет работать, не выходя из дома, ходить по магазинам, болтать с друзьями, следить за новостями, смотреть кино и слушать музыку, и многое, многое другое. Но за это, как и за все остальное в жизни, приходится платить, причем не всегда речь идет о деньгах.

Некоторые IT-компании взымают плату за использование своих продуктов и сервисов, но большинство интернет-платформ остается условно бесплатными. Условно не том смысле, что кто-то таинственным образом все же попытается присвоить за их посещение деньги, а в способе такой оплаты, ведь расплачиваться можно не только наличными или картой. В современном мире появился не менее ценный ресурс, который достаточно просто монетизировать – информация, в том числе персональные данные пользователей.

Эксперты в области цифровой безопасности призывают людей к цифровой гигиене, чтобы сведения о пользователях не оказались в руках киберпреступников – речь идет, например, о паспортных данных или информации о банковских картах. Но ценность могут представлять не только сведения, непосредственно связанные с возможностью лишить человека денег, но и любые данные о его интересах, предпочтениях, месте жительства, семейном положении, возрасте и так далее. Такие сведения вполне легально собирают, обрабатывают и используют IT-компании, причем с добровольного разрешения обладателя таких данных – оно прописано в пользовательском соглашении, без согласия с которым, например, невозможно создать аккаунт в соцсетях.

«Большинство компаний, предоставляющих услуги в сети Интернет, собирают информацию о действиях пользователей . Владельцы сайтов электронной торговли стараются таким образом дать пользователю, о котором они знают больше, более точные персонифицированные предложения товаров и услуг. Производители программного обеспечения, в том числе операционных систем и браузеров, так отлавливают сбои и исправляют ошибки», — говорит первый вице-президент ГК InfoWatch, генеральный директор Attack Killer Рустэм Хайретдинов.

По его словам, для сбора такой информации используются специальные программные агенты, фиксирующие действия пользователя на сайтах и в операционной системе. Намерения этих компаний чисто коммерческие, с заботой о пользователе, которому надо быстрее и больше продать и быстрее исправить ошибку, поясняет Хайретдинов.

«Однако эти намерения гораздо меньше возможностей, открывающихся в результате сбора данных. И обязательно найдется тот, кто захочет эти возможности реализовать. Известны случаи, когда компании передавали собранные данные спецслужбам для раскрытия преступлений. То есть сбор данных с одной, пусть и благородной, целью не исключает использования данных с другой - уже более вредной для пользователя», —подчеркивает эксперт.

Глава команды аналитиков Департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Антон Долгалев считает, что в данном случае корректнее говорить не о «слежке», а о сборе IT-корпорациями — разработчиками ПО, соцсетями личных данных пользователей.

«Парадокс в том, что делают это они только лишь по разрешению пользователя, дающего согласие на обработку персональных данных при регистрации в соцсети. Остальные IT-компании, в том числе разработчики антивирусов, тоже вполне могут собирать, хранить и обрабатывать персональные данные, но не бывает так, чтобы это происходило без уведомления пользователя. Да, зачастую это указано мелким шрифтом в правилах пользования программным обеспечением или сервисом, это не всегда заметно и очевидно, но факт остается фактом – никакой противозаконной слежки за людьми не ведется», — уверен он.

Антон Долгалев согласен с тем, что бывают случаи, когда компании собирают не только те данные, которые указываются в пользовательских соглашениях, а гораздо большие, и иногда случайно или не случайно эти данные попадают к третьим лицам. Однако он уверен, что в данном случае речь не идет о какой-то злонамеренности со стороны организации в целом, ведь такой удар по репутации обойдется гораздо дороже предполагаемой прибыли от продажи клиентской базы на черном рынке.

«Реальный кейс, когда глобальная компания нарушает мировое право и местное законодательство, а также условия пользования, специально ворует и использует личные данные, а затем умышленно продает их неким третьим лицам – это какая-то сильно конспирологическая история», — полагает эксперт.

Будничный шпионаж

Несмотря на скептицизм Антона Долгалева, примеров манипуляций с личными данными пользователей со стороны крупных компаний хватает — может быть, речь и не идет о преднамеренном злодействе, но этого достаточно, чтобы пользователи по всему миру насторожились.

Так, в сентябре 2019 года Google и YouTube обязали выплатить рекордный штраф в $170 млн за сбор персональной информации о детях без согласия их родителей. Как сообщала Федеральная торговая комиссия США, речь идет о сборе информации о постоянных идентификаторах (используются для отслеживания пользователей в интернете) зрителей каналов, ориентированных на детскую аудиторию. По мнению ведомства, это позволило видеохостингу заработать на таргетированной рекламе «миллионы долларов».

В начале 2020 года дочернюю компанию разработчика ПО в области цифровой безопасности Avast уличили в торговле данными пользователей, которые собирались при помощи фирменной антивирусной программы. Сотрудники изданий PCMag и Motherboard, проводившие совместное расследование, заявили, что «дочка» Avast продавала сведения третьим лицам, в том числе таким крупным компаниям, как Microsoft и Google. В результате в конце января генеральный директор Avast Ондрей Влчек заявил о закрытии провинившейся «дочки», чтобы успокоить разъяренную скандалом общественность. Тем не менее, нелегальной свою деятельность Avast признавать отказывается. По словам Влчека, обе компании действовали полностью в рамках закона и в соответствии с GDPR (Общим регламентом по защите данных), принятым в ЕС в апреле 2016 года.

Едва ли не больше всего скандалов было связано с социальной сетью Facebook. В конце января 2020 года соцсеть под давлением общественности раскрыла данные о том, какие сведения собирает о своих пользователях даже в то время, когда они не используют сервис: из настроек учетной записи появилась возможность перейти на вкладку «Действия вне Facebook».

На странице собраны данные о том, какие сайты посещал человек и какие приложения он запускал. Социальная сеть собирает эту информацию даже тогда, когда пользователь не заходит в свой аккаунт. Ее можно удалить, нажав на кнопку «Очистить историю», однако соцсеть может продолжить сбор этих данных и в будущем. Журналисты Washington Post подчеркивали, что Facebook отслеживает и посещение сайтов, касающихся личной жизни людей, например, медицинских учреждений.

Может быть, тогда разумным было бы запретить IT-компаниям сбор персональной информации? Может быть, однако это вряд ли возможно, объясняет первый вице-президент ГК InfoWatch, генеральный директор Attack Killer Рустэм Хайретдинов.

«Сегодняшняя модель вывода продуктов и услуг на рынок подразумевает постоянную обратную связь в виде сбора пользовательских данных. Если лишить ИТ-компании возможности сбора данных, она окажется «слепа», перестанет видеть то, как пользуются ее продуктами и услугами реальные пользователи. Соответственно, упадет качество услуг, ошибки станут исправляться дольше и дороже и т.д.» — говорит эксперт.

Глава команды аналитиков Департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Антон Долгалев также не видит возможности для подобного запрета, при условии, разумеется, что IT-компании не нарушают установленных границ.

«Несомненно, для работы IT-компаний и соцсетей сбор персональных данных и их fair use просто необходим. Но какие-либо преувеличения этих полномочий или оговоренных условий сбора неправомерны. IT-компании вполне могут прожить без этих данных, потому что для рекламного таргетирования в тех же социальных сетях используется огромное количество алгоритмов, напрямую не взаимодействующих с персональными данными. Есть огромное количество субъективных сторонних метрик, сопутствующих деятельности пользователя в соцсетях, которые и без каких-либо личных данных человека прекрасно укажут на круг его интересов и на какие-то маркетинговые точки воздействия, которые можно использовать. Для этого не обязательно нужно что-то собирать и нарушать», — подчеркивает он.

Компенсации и закон

Но раз положить персональные данные под замок невозможно, может быть, было бы справедливым позволить пользователям получить какую-то компенсацию за использование их личных данных для получения прибыли? Антон Долгалев эту точку зрения не разделяет.

«Я не согласен с мнением о том, что люди, оставляющие свои данные, являются потенциальными бенефициарами рекламных доходов. Соцсеть зарабатывает на том, что люди ею пользуются, она для них удобна, нужна и важна, и у любого использования должна быть своя цена: чтобы соцсети были бесплатными, применяются другие формы монетизации, ведь это, в конце концов, бизнес», — говорит Долгаев.

Эксперт подчеркивает, что сбор личных данных — это не какой-то отдельный процесс и не какая-то самоцель IT-бизнесменов. «Нет такого бизнес-процесса «сбор личных данных». Есть остальные бизнес-процессы, которые параллельно ведут к тому, что и какие-то личные данные тоже используются. Собирают их потому, что для большинства сервисов это необходимое условие нормальной работы. А то, что при помощи этих данных можно дополнительно продвинуть и рекламу – это просто побочный эффект», — поясняет он.

При этом он уверен, что государству необходимо и дальше совершенствовать законодательство в области сбора персональных данных, чтобы защитить людей от злоупотреблений и своевременно реагировать на возникающие угрозы.

«Я не юрист, но моя позиция в этом вопросе довольно четкая— нужны актуальные изменения в законодательство, связанные со сбором и защитой персональных данных, нужны изменения в GDPR (Общий регламент по защите данных), потому что он устарел, а российские законодательные акты устарели еще больше – например, в отношении фишинга», —подчеркивает эксперт.

Первый вице-президент ГК InfoWatch, генеральный директор Attack Killer Рустэм Хайретдинов полагает, что вопрос о компенсациях для пользователей не настолько странный, каким кажется на первый взгляд.

«Теоретически пользователи за сбор данных могут получать компенсации либо в виде скидок на товары и услуги, либо в виде штрафов, которые уплатит IT-компания, за нарушение правил сбора или использования личных данных. Для первого случая нужна усиливающаяся конкуренция за обладание данными, для второго - соответствующие законы, они в основном уже есть, а к ним - понятные механизмы их реализации», — резюмирует он.

Новости и материалы
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
Все новости