В области разработки программного обеспечения будущие айтишники на стартовой позиции хотели бы зарабатывать на 43% больше, чем платят сейчас работодатели: 50,5 тыс. руб. против 35 тыс. Об этом в ходе исследования выяснили технопарк Mail.Ru Group и рекрутинговая компания Smart Start.
Максимальный же разрыв наблюдается при обсуждении зарплат специалистов с десятилетним опытом работы. Так, респонденты, планирующие связать будущее с разработкой программного обеспечения, рассчитывают получать около 210 тыс. руб., в то время как средняя зарплата таких специалистов, по данным HeadHunter, составляет только 180 тыс. руб.
Будущие веб-разработчики через десять лет после начала карьеры планируют получать зарплату 257,2 тыс. руб. Реальная же сумма находится на отметке в 140 тыс. руб.
Еще более значительный разрыв наблюдается в сфере анализа данных: 151 тыс. руб. в реальности против ожидаемых 300 тыс. руб.
Интересные задачи
При этом высокая зарплата не является основным критерием при выборе работодателя. Только 60% респондентов отдали предпочтение данному показателю. Наиболее важным условием при выборе работодателя для 70% нынешних IT-студентов, по данным опроса, является наличие интересных и серьезных задач. Перспективы карьерного роста — этот критерий выбрали 50% участников опроса — оказались на третьем месте.
Похожую ситуацию наблюдают и эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которая проводила в этом году опрос выпускников школ и среди прочих задавала вопрос о том, чем должна характеризоваться будущая профессия.
Пресс-секретарь организации Екатерина Воробьева рассказала «Газете.Ru», что для половины респондентов наиболее важны возможность самореализации и интересное содержание работы. Высокую заработную плату отметили 48,5% школьников, востребованность на рынке труда — 39%, а хорошие условия труда — 38%.
«Для предотвращения оттока мозгов российские компании должны иметь четкие и актуальные миссии, как Facebook, Google, Apple, и доносить до своих потенциальных сотрудников, каким способом они смогут реализовать свои амбиции»,
— сообщила представитель РАЭК.
Аналитики Mail.Ru и Smart Start считают, что выбор в пользу интересных задач свидетельствует о более осознанном отношении российских IT-студентов к собственной карьере. Это подтверждает и тот факт, что у 43% опрошенных есть опыт работы по получаемой в вузе специальности, а у 33% – опыт стажировки.
Воробьева отмечает, что IT-специалисты, как правило, начинают стажироваться уже на первых курсах. Такой шаг позволяет им к выпуску иметь базовый опыт. «Как показала практика, эффективен так называемый метод Лебедева, когда компания делает себе имидж и берет студентов на стажировку после качественного конкурсного отбора», — добавила пресс-секретарь РАЭК.
Фабрика дипломов
Эксперты рынка предупреждают, что диплом выпускника IT-направления не всегда делает специалиста желанным в той или иной компании. В этом случае проявляется значение стажировки во время учебы.
«Все хотят получать не выпускника вуза, а молодого специалиста, который обладает опытом работы по специальности и не нуждается в доучивании или переобучении на месте или за отдельные деньги»,
— заявил в беседе с «Газетой.Ru» аналитик MForum Analytics Алексей Бойко. По его словам, это наиболее заметно в области телекома и робототехники. В российских вузах, по мнению эксперта, студентов не ориентируют на обязательное применение знаний в реальном рыночном бизнесе.
С этим согласна и Воробьева, обратившая внимание, что вузы дают неактуальные знания в IT-сфере и формируют ложную уверенность у молодых специалистов относительно их монетизации и востребованности.
«Несоответствие выпускника задачам бизнеса требует дополнительного обучения на реальных практических бизнес-кейсах, что отнимает у бизнес-организаций достаточно много времени», — заявила представитель РАЭК.
Наблюдается и оторванность преподавателей от развития IT-отрасли: учебные программы не обновляются, хотя индустрия развивается быстрыми темпами. Воробьева считает, что надо изменить ситуацию, при которой вузы видят себя как «фабрику дипломов», и помочь им встречать потребности бизнеса.
Чуть менее мрачно
Согласно опросу, самыми привлекательными направлениями дальнейшего развития для IT-студентов являются разработка программного обеспечения (28%), веб-разработка (18%) и анализ данных (18%).
В свою очередь, в РАЭК делают ставку на машинное обучение, нейронные сети и обработку больших данных.
Последнее направление выделил и Бойко, который полагает, что в области BigData в России «все чуть менее мрачно», чем в телекоме и робототехнике. В связи с тем что в России по-прежнему традиционно сильна математика, студенты успешно осваивают программирование и пользование аппаратом machine learning и технологиями deep learning. Но аналитик подчеркивает, что решение тех или иных математических задач, создание алгоритмов и написание кода являются лишь верхушкой айсберга.
Специалистам требуется целый набор навыков:
умение представить, «продать» проект, доказать целесообразность использования BigData, составить смету, план-график, уложиться в них, создать команду, выполнить работу и грамотно представить результаты.
Как правило, ничему из этого в вузах не учат.
Опрос Mail.Ru и Smart Start, в котором приняли участие 548 студентов IT-факультетов МГТУ имени Баумана, МГУ имени Ломоносова, СПбГУ и других вузов, свидетельствует, что сфера анализа данных является недооцененной в «зарплатном» плане. В этом направлении ожидания респондентов относительно стартовой позиции занижены. При существующем на рынке среднем уровне зарплат в 62 тыс. руб. будущие специалисты готовы получать на 12% меньше — 54,4 тыс. руб.
«Оценив свою стоимость на международном рынке труда, а также местные перспективы, молодые специалисты зачастую выбирают выезд из родной страны исключительно из желания получить возможность для своего дальнейшего развития и роста, как ученых и практиков», — уверен Бойко.