Москва сократила расходы

Столичные власти секвестрируют городской бюджет

Столичные власти секвестрируют городской бюджет: Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, сокращающий почти на 20 млрд рублей доходную и расходную части казны. Недополучат бюджетные миллиарды в том числе Московская кольцевая железная дорога, городское здравоохранение и образование и жилищное строительство. При этом, по заключению столичной КСП, даже внесенные изменения «не в полной мере» соответствуют расходам госпрограмм и учитывают расходы, связанные с расширением Москвы. В мэрии не признаются в вынужденном урезании расходов, а говорят о перераспределении средств между программами.

В среду Мосгордума приняла в первом чтении предложенный мэром законопроект, сокращающий на 20 млрд рублей доходную и расходную части бюджета на 2012 год. В результате его новые параметры составят доходы в объеме 1,44 трлн рублей и расходы — 1,69 трлн руб. Дефицит останется в пределах 53 млрд рублей.

В новейшей истории столицы это второй случай урезания городского столичного бюджета. Первый секвестр произошел в разгар финансового кризиса в 2009 году (тогда доходы городской казны снизились с 1,5 трлн до 970 млрд рублей).

Как объяснил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, снижение доходов бюджета на 19,84 млрд рублей обусловлено главным образом изменением законодательства в части уплаты налогов сырьевыми компаниями. В результате создания консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой отраслей поступления от нефтегазовой отрасли в столичную казну снизились на 26,9 млрд рублей. (С 1 января 2012 года головные нефтегазовые компании получили возможность консолидироваться со своими дочерними структурами, чтобы платить налог на прибыль «из общей кассы».)

По словам руководителя департамента финансов столицы Веры Чистовой, в целом потери от нефтегазовой отрасли с учетом возврата авансовых платежей составили 57 млрд рублей, однако благодаря изысканию дополнительных источников доходов их снижение удалось минимизировать. В частности, улучшение администрирования и мобилизация дополнительных поступлений, по оценке УФНС по Москве, позволит дополнительно получить в бюджет города налога на прибыль в объеме 20 млрд рублей и 2,4 млрд рублей налога на имущество организаций. Кроме того, источниками увеличения неналоговых поступлений (на 7,1 млрд руб.) станут увеличивающиеся с 1 июля штрафы за нарушения ПДД и изменение порядка расчета арендной платы.

Вторая причина изменений бюджета — «включение в бюджетный процесс» присоединяемых территорий, отметил Антонов.

Поправкой в бюджет учтено распространение региональных социальных доплат пенсионерам, которые должны сравняться с московским стандартом и достигнуть 12 тыс. рублей в месяц, содержание дорог, компенсация платы за детские сады и т. д., а также резервный фонд на непредвиденные расходы. В целом объем расходов на новые территории составит 3,4 млрд руб.

Предложенные мэрий изменения бюджета Антонов считает некритичными. «Бюджет сбалансирован и обеспечивает выполнение всех финансовых обязательств,— считает Антонов. — Дискуссий было бы намного больше, если бы мы проводили сокращение доходов по живому и отбирали деньги у кого-то или чего-то. Но мы берем их из предусмотренных в бюджете средств резервного фонда».

Не претерпела значительных изменений расходная часть московского бюджета, и по утверждению Чистовой. По ее словам, снижения коснутся непрограммных расходов, сэкономленные на одних направлениях средства будут просто перераспределены на другие, а общие расходы госпрограмм не уменьшатся.

Что до присоединенных территорий, то на них московские власти и вовсе собираются заработать.

Согласно законопроекту, новые территории принесут Москве 8,6 млрд руб. налоговых доходов (4,7 млрд — налог на прибыль, 2,3 млрд — НДФЛ, 1,4 млрд — налог на имущество организаций). Какие средства будут выделены новым территориям в рамках госпрограмм, чиновники умалчивают: для перераспределения средств внутри самих этих программ корректировка бюджета не требуется.

Впрочем, твердую уверенность в завтрашнем дне демонстрировали далеко не все участники заседания Мосгордумы. Лидер фракции КПРФ Андрей Клычков зачитал заключение на законопроект Контрольно-счетной палаты Москвы, из которого следует, что внесенные изменения «не в полной мере соответствуют утвержденным объемам финансирования отдельных госпрограмм и не в полной мере учитывают изменения расходов, связанных с расширением территории Москвы».

В частности, это касается платежей на обязательное медицинское страхование присоединенных территорий: дополнительная потребность составляет 241 млн руб. Полное содержание передаваемых 70 образовательных учреждений, включая дошкольные, требует по нормативам еще 1,44 млрд рублей. Доплата неработающим пенсионерам, по оценке аудиторов КСП, дополнительно потребует по сравнению с законопроектом 2,96 млрд рублей.

Как указывается в заключении КСП, более чем на 6 млрд сокращается объем инвестиций в Московскую кольцевую железную дорогу.

А также в необходимую для развития инноваций Московскую венчурную компанию, санаторно-оздоровительный комплекс «Камчия».

В приложении к заключению КСП приводится таблица со сведениями о финансировании городских госпрограмм, в котором дается сравнительный анализ данных, утвержденных на 15 мая 2012 года и предлагаемых в законопроекте. Как видно из этого анализа, из заявленных 16 программ лишь 3 не подверглись сокращению (программа развития культуры увеличилась 234 млн рублей). Расходы на транспортную систему урезаны более чем на 13 млрд рублей, на здравоохранение — на 11 млрд, на образование — на 12 млрд, на социальную поддержку — на 5 млрд, на программу «Жилище» — на 19 млрд, на «Информационный город» — на 9 млрд, стимулирование экономической активности — на 14 млрд и т. д.

Наиболее удручающее впечатление произвели на депутатов показатели адресной инвестиционной программы (АИП).

«Проглотить» их молча не смогли даже единороссы. «В лучшие годы мы утверждали в АИП 1,8 млн кв. метров бесплатного муниципального жилья для очередников и переселения и 450 тыс. кв. метров для возмездных льготных программ, — напомнил председатель думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. — Сегодня бюджет приобретает за 44 млрд рублей всего 529 тыс. кв. метров. Для Москвы это очень скромная цифра, просто слезы».

При этом, закладывая оптовую цену в 85 тыс. рублей за кв. метр, городские власти дотируют скрытую прибыль инвестора, уверен депутат.

«Используя рыночные механизмы, мы несем потери и имеем в полтора раза меньше жилья, чем могли бы, — считает Москвин-Тарханов. — Мы развиваем инфраструктуру по одной программе, затем социалку — по другой, а затем еще покупаем у инвестора жилье по цене вдвое выше себестоимости. При этом инвестор опять же нагружает инфраструктуру своими собственными коммерческими площадями. Надо с этим заканчивать и строить самим. Возможности для оптимизации бюджета не исчерпаны, и это один из них».

Не все депутаты разделяют оптимизма мэрии и в отношении присоединяемых территорий. Утверждение Чистовой о том, что новые территории получали федеральные трансферты на определенные проекты и теперь эти средства должны будут приходить туда же, но уже через бюджет Москвы, особо никого не упокоили. «Никто не знает точно, сколько понадобится денег на само расширение Москвы, — считает депутат Анатолий Петров. — Это решение принималось на федеральном уровне.

Структуры, которые инициировали этот грандиозный проект, как-нибудь будут участвовать в его софинансировании или все расходы лягут на плечи Москвы?»

По мнению Клычкова, эти расходы будут очень чувствительными даже без учета развития территорий. «Достаточно будет уже одного поднятия уровня соцгарантий, — считает он. — Те 250 тыс. новых москвичей, о которых принято говорить, в ближайшие 5 лет обернутся 5—7 млн только зарегистрированных здесь жителей, желающих получить московские гарантии».

По оценке депутата, сейчас бюджет «заходит в пике», из которого будет очень тяжело выйти. «Следует задуматься над становлением экономической базы, новыми возможностями развития, ухода от сырьевых налогов, которые будут и сами уходить в регионы, — считает Клычков. — На сегодняшний день город очищен от производства, но одной сферой услуг бюджет не наполнить. А исполнительная власть, желая одномоментно решить текущие проблемы, опять идет по пути приватизации, сейчас вот выставляется на продажу городская гостиничная сеть. Но все это негативно скажется на развитии промышленного сектора и науки».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть