«Надо перекрывать морской канал — Москва заметит»

Судоремонтный завод Балтийска объявляет забастовку

«Газета.Ru»
Сотрудники судоремонтного завода в Балтийске готовы объявить забастовку, перекрыть железнодорожные пути и морской канал. Рабочим не платят зарплату с января 2009 года, долг достиг 12 млн рублей.

В Балтийске, где расположена главная военно-морская база Балтийского флота, во вторник прошел предзабастовочный митинг сотрудников бывшего военного судоремонтного завода. Более 400 работников ОАО «33-й судоремонтный завод» не получают зарплату с января 2009 года. Долг перед ремонтниками уже достиг 12 млн рублей.

33-й завод еще год назад принадлежал Министерству обороны России, исправно выигрывая тендеры на ремонт кораблей Балтфлота. Однако в конце 2008 года ФГУП «33-й СРЗ» был акционирован, перейдя в собственность Объединенной судостроительной корпорации. Традиционно завод выиграл тендер на ремонт военных кораблей и в 2009 году. Сумма контракта составила 42 млн рублей. Часть заказа рабочие уже выполнили, выставив счета на аванс в 13 млн рублей.

Но оплаты со стороны Минобороны не последовало.

Председатель профкома завода Тамара Милогородская сообщила «Газете.Ru», что главной причиной для проведения акции протеста стали «агентурные данные», что Минобороны не станет авансировать гособоронзаказ для 33-го завода, хотя это предусмотрено контрактом. За сутки до протестного мероприятия в Калининград прибыл министр обороны Анатолий Сердюков, и у заводчан блеснула надежда, что он, в том числе, урегулирует долг своего ведомства. Но глава Минобороны даже не приехал в Балтийск.

В итоге во вторник в обеденный перерыв у проходной завода собрался весь трудовой коллектив. Трибуной послужила бетонная чурка, выставленная перед входными воротами в качестве блокпоста. Балтийцы держали самодельные плакаты с надписями «Требуем зарплату за выполненную работу!», «Как прокормить семью без зарплаты???», «Судостроительная корпорация, не дай умереть градообразующему предприятию».

Митингующие легко завелись, когда председатель профкома Милогородская назвала «жалкими крохами» поступившие накануне протестной акции 5 млн рублей из бюджета города Балтийска за поставляемую теплоэнергию прошлых лет. «Если мы не будем услышаны и наше положение не улучшится, мы пойдем на крайнюю меру — забастовку, перекроем железнодорожные пути», — продолжила лидер профсоюза.

Подошедший к микрофону слесарь-судоремонтник Владимир Косинов уточнил, что работает на заводе 27 лет и «заказчик никогда не обижался». «Теперь же с января мы сидим без работы, без зарплаты. Специалисты уходят. Получается, что завод гибнет. А погибнет завод — как будет осуществляться обороноспособность нашей страны?» — говорил слесарь.

Масла в огонь подлил главный энергетик завода, заявив: «Мы оказались в энергетической удавке». «Не все знают, что долг завода за электроэнергию составляет 10 млн рублей, — продолжил энергетик. — Уже в прошлом месяце нас частично ограничили в потреблении электроэнергии. Произошло отключение ряда участков, гальваники, например. С большим трудом удалось отстоять отключение столовой и самого заводоуправления». Во вторник снова поступило письмо из электросетей о том, что 27 апреля в 10.00 они готовы остановить технологический процесс всего завода.

«Если завод обесточат, то и на забастовку выходить не надо будет», — резюмировал энергетик.

Один из работников в замасленной фуфайке выкрикнул в микрофон: «Сесть на пути — этого Москва не заметит! Надо перекрывать морской канал!» Раздались бурные аплодисменты. Корреспондент «Газеты.Ru» заметил, как тут же двое мужчин в штатском подошли к администрации завода и тихо спросили фамилию и должность рабочего-смутьяна.

Прибывший из Санкт-Петербурга заместитель генерального директора Западного центра судостроения (дочерняя структура ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») Аркадий Шилов поспешил высказать свое мнение по поводу планируемых силовых акций. «Мой бесплатный совет по поводу забастовок и перекрытий: они, конечно, относятся к правам трудового коллектива, но надо 20 раз подумать, к чему это приведет», — сказал Шилов. Затем представитель собственника ошарашил заводчан цифрами общего долга, по сравнению с которыми 12 млн рублей зарплатного долга — всего лишь десятая часть. «Долг кредиторам различных уровней достиг 124 млн рублей, — подчеркнул Шилов. — Основная часть долга начала образовываться с 2007 года, когда завод принадлежал Министерству обороны России». Также, по словам руководителя Западного центра судостроения, «злую шутку сыграла трагедия на теплоходе «Енисей». (Летом 2008 года на 33-м заводе произошел мощный взрыв на ремонтирующемся судне, унесший жизни 10 человек.) «После этой трагедии док простаивал три месяца, а завод нес убытки», — сказал Шилов.

«На весь 2009 год ВМФ РФ выделил на весь гособоронзаказ всего 139 млн рублей для ремонта судов. А для того, чтобы один ваш завод работал без убытков, нужно 250 млн рублей», — уточнил Шилов.

Оратор дотошно перечислял способы выхода из кризиса, но его начали перебивать рабочие. «Какого числа конкретно будет зарплата?» — закричали из толпы мужики. Шилов ответил уклончиво: «Мы предпримем все меры, чтобы в апреле добиться погашения за январь— февраль». «Нам дата нужна, апрель уже кончается, детей нечем кормить!» — раздались голоса. «Конец апреля», — сказал Шилов. «Вы даете слово?» — «Нет, слово я не даю», — отрезал представитель собственника, чем всполошил всех митингующих. Народ закричал: «Тогда зачем вы здесь?» Дети в колясках стали плакать, а милиционеры, греющиеся в машинах на солнце, выскочили из салонов. «Я даю слово, когда уверен на 100%, — поспешил успокоить рабочий класс Шилов. — Но физически я не могу перечислить вам деньги».