Археологи нашли в гибралтарских скалах «тайную комнату» неандертальцев

Археологи из Национального музея Гибралтара обнаружили новую камеру в комплексе пещер Горама, которая была полностью изолирована от мира по крайней мере 40 тысяч лет. Это открытие позволит ученым узнать новые подробности о культуре и обычаях неандертальцев, населявших эту местность на протяжении десятков тысяч лет, пишет газета The Guardian.

Пещеры Горама, расположенные в юго-восточной части Гибралтара со стороны Средиземного моря, названы в честь британского военного, нашедшего их в 1907 году. Исследованиями пещеры Вангард (Авангард), входящей в этот комплекс, эксперты занимаются с 2012 года, когда там были начаты новые масштабные раскопки. Специалисты пытаются определить ее истинные размеры и проверить, имеются ли там проходы и камеры, засыпанные песком. В августе 2021 года группа ученых, возглавляемая Клайвом Финлейсоном, биологом-эволюционистом и директором Национального музея Гибралтара, наткнулась на брешь, которую удалось расширить до такой степени, что в нее можно было заползти человеку. Брешь привела ученых к 13-метровой камере в верхней части пещеры, где с потолка свисали сталактиты и наблюдались следы древнего землетрясения. «Это настоящая комната, — уверяет Финлейсон. — Ее открытие можно уподобить открытию гробницы Тутанхамона: вы попадаете в пространство, в котором никто не бывал уже 40 тысяч лет. Это поразительно!»

Внутри камеры валялись кости рыси, позвонки пятнистой гиены, фрагмент крыла грифона-стервятника и большая раковина. На стенах найдено шесть или семь царапин от когтей какого-то некрупного животного, возможно, той же рыси. В самой пещере Вангард было обнаружено множество свидетельств давнего присутствия неандертальцев: следы очагов, каменные орудия, останки убитых животных, включая оленей, горных козлов, тюленей и дельфинов. Четыре года назад исследователи обнаружили также молочный зуб четырехлетнего ребенка-неандертальца, вероятно, растерзанного гиенами. Группа надеется, что изучение новой камеры, а также дополнительных боковых ответвлений приведет их к необычному месту захоронений, так как неандертальцы вряд ли оставляли останки своих соплеменников вблизи очага.

В ДНР назвали предположительные цели ВСУ для ракет ATACMS