В субботу в штате Невада демократы проведут свои кокусы — голосование партийных активистов. У их республиканских соперников будет проходить процедура праймериз в штате Южная Каролина. О том, что предвыборная кампания входит в острую фазу, можно судить хотя бы по тому, сколько кандидаты в президенты США начали тратить на агитационные материалы.
В штате Южная Каролина лидерами по числу рекламных роликов стали республиканцы Джеб Буш, Марко Рубио и Тед Круз, оставив далеко позади не только соперников-демократов, но и главного фаворита республиканской гонки — миллиардера Дональда Трампа. В Неваде на первое место вышел демократ Барни Сандерс, который заметно обошел по числу агитационных роликов свою соперницу Хиллари Клинтон.
Исследование на эту тему в четверг опубликовал портал Open Secrets, принадлежащий неправительственному Центру ответственной политики в Вашингтоне. Эта организация занимается расследованием финансовых трат в предвыборный период.
По этим данным, общие траты на агитматериалы со стороны кандидатов-республиканцев существенно возросли по сравнению с предыдущей предвыборной кампанией. Лидером по потраченным на агитацию деньгам стал кандидат-республиканец Джеб Буш, который значительно отстает от остальных претендентов в предвыборной гонке.
Республиканцы, которые никогда не жалели денег на предвыборную рекламу, в этот предвыборный цикл уже потратили на 22% больше, чем в 2012 году, утверждает Open Secrets.
Общие траты республиканцев на рекламные ролики также увеличились в два раза, с $57 млн в 2012 году до $156 млн.
Непопулярный рекордсмен
Рекордсменом по затраченным средствам на рекламную кампанию на данный момент является кандидат-республиканец Джеб Буш. Однако большинство этих средств было потрачено не предвыборным фондом кандидата в президенты, а так называемым Комитетом политического действия (PAC — Political Action Committee) под названием Right to Rise.
Крупные PAC — в американских СМИ их часто называют «суперпаки» — используются для сбора средств в пользу кандидатов сторонними лицами или компаниями. Чаще всего PAC связаны с руководством Республиканской или Демократической партий США.
Кандидаты могут тратить средства суперпаков практически бесконтрольно, так что суперпаки часто обладают даже большим влиянием на предвыборную кампанию, чем политическая программа, харизма и авторитет кандидатов в президенты США. PAC в поддержку Буша Right To Rise, например, смог собрать в общей сложности $118 млн. Это больше, чем любой другой PAC, работающий на других кандидатов в президенты.
Одновременно с количеством средств суперпаков растет и число рекламных роликов, оплаченных не из фондов кандидатов, а сторонними организациями. Если в 2008 году на их долю приходился лишь 1% от всех рекламных роликов, то во время президентской кампании 2012 года — уже 55%. Сегодня этот показатель составляет 57,5%.
Такое положение вещей вызывает критику со стороны общественных групп, которые опасаются влияния неучтенных денег на выборах.
«Сегодня у многих кандидатов есть возможность тратить неограниченные денежные средства как на мобилизацию избирателей, так и на рекламу», — рассказывает «Газете.Ru» Джеймс Фарбер, директор Центра изучения законодательной и исполнительной власти при Американском университете в Вашингтоне.
Основной мишенью рекламных роликов, снятых организациями в поддержку Буша, является отнюдь не экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон, а сенатор-республиканец от штата Флорида Марко Рубио, который считается кандидатом республиканского истеблишмента. На данный момент снято 1535 роликов, критикующих его кандидатуру. Это в пять раз больше, чем число роликов, снятых сторонниками Джеба Буша против Клинтон.
Пока траты на рекламную кампанию Джеба Буша, сына и младшего брата двух президентов США Джорджей Бушей (старшего и младшего соответственно), несоразмерны его популярности у избирателей. Он значительно проигрывает большинству кандидатов-республиканцев. Рейтинг Буша составляет лишь 4%, согласно последнему опросу NBC News / Wall Street Journal.
Всего, по данным Open Secrets, на рекламную кампанию в поддержку Буша было израсходовано $61,9 млн. Следующим идет Марко Рубио, потративший $35,3 млн с января по февраль.
Больше негатива
Телевизионные ролики Рубио особенным креативом не блещут. Один из них представляет собой нарезку из его телевизионных выступлений. В них он критикует демократку Хиллари Клинтон, а после, под аплодисменты, Рубио заявляет: «Самая мощная армия в мире уничтожит террористов, а те, кто будет захвачен живым, получат билет в один конец на базу Гуантанамо на Кубе».
В конце дикторский голос сообщает: «Я Марко Рубио, и я одобряю это послание». За ролик заплатила организация «Новый американский век» (A New American Century). Американские СМИ отмечают, что название этой организации, созданной в поддержку кандидата, напоминает название некогда существовавшей организации «Проект за новый американский век», куда входили многие видные идеологи неоконсерватизма.
Еще один ролик Рубио посвящен его излюбленной теме — борьбе с абортами. На экране появляется малыш, а потом показывают счастливую семью самого Рубио с детьми: «Я сделаю все, чтобы уменьшить число абортов в этой стране», — несколько двусмысленно обещает политик.
Основные темы республиканских агитационных видео, согласно подсчетам, опубликованным на сайте Open Secrets, посвящены национальной безопасности, эмиграции и международным отношениям. Эти темы доминируют в роликах у Рубио, Круза, Буша и Трампа.
Часть рекламных видео представляет собой так называемую негативную рекламу — это ролики, в которых кандидаты атакуют своих оппонентов.
Как отметила в разговоре с журналистами эксперт Wesleyan Media Project Эрика Франклин Фулер, главной целью черного пиара со стороны Рубио является демократка Клинтон, хотя на дебатах политик обычно атакует своих республиканских конкурентов: Дональда Трампа и техасского сенатора Теда Круза.
Одна из самых популярных тем в агитационных роликах большинства республиканских кандидатов — это обвинения в адрес Хиллари Клинтон за то, что ее решения якобы привели к гибели американского посла Кристофера Стивенса в ливийском городе Бенгази в 2012 году.
В агитационных материалах утверждается, что Клинтон, которая была в то время госсекретарем США, пренебрегла безопасностью американского посольства, что привело к захвату здания американской дипмиссии исламистами. В 2013 году Клинтон уже успешно опровергла критику подобного рода, объяснив свою позицию перед сенатом США. Однако с точки зрения предвыборной агитации это никого не волнует.
Особенно активен в этом смысле Марко Рубио. Клинтон — наиболее частая мишень в его роликах, утверждают данные Open Secrets. Более того, Рубио особенно часто прибегает к черному пиару среди всех участников гонки.
Из почти 5 тыс. роликов, содержащих негативную информацию, 81% был сделан либо непосредственно предвыборным штабом Рубио, либо группами его поддержки.
Экономика и эмоции
Рекламные ролики демократов, отмечается в исследовании, по тональности менее агрессивные, чем рекламные ролики республиканцев. У представителей ныне правящей Демократической партии США роликов с «позитивной повесткой» почти 100%. У республиканцев таковых чуть более 67%.
Лидер демократической гонки Хиллари Клинтон посвящает большинство своих агитационных видео социальным темам: правам женщин, образованию и здравоохранению. Одна из главных тем ее рекламных роликов — это экономика. В штабе Клинтон хорошо понимают, что экономическая тематика — ахиллесова пята любой кампании.
Именно благодаря ей предвыборную гонку в 1992 году смог выиграть супруг Клинтон, 42-й президент США Билл Клинтон. Благодаря своим идеям, помощи малому и среднему бизнесу Клинтон смог победить Джорджа Буша-старшего, у которого слабым местом была как раз экономика.
Основной соперник Клинтон в борьбе за лидерство в Демократической партии — сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс, называющий себя «демократическим социалистом». Он также посвятил большинство своих роликов экономической тематике.
Излюбленная тема Сандерса — это борьба против воротил с Wall Street, а также за увеличение минимальной зарплаты до $15 в час. Эта тема привлекает к кандидату большое количество сторонников из низкооплачиваемых слоев населения.
Рекламные ролики Сандерса пользуются популярностью в интернете во многом из-за своей простоты.
В одном из них, под названием «Мы вместе», лица людей, запечатленные на кусках фотографий, складываются в новые лица. Голос Сандерса за кадром говорит об Америке как о стране, объединяющей миллионы людей, несмотря на их различия.
Послание Сандерса пришлось по душе многим: «Берни Сандерс снова сделал меня идеалистом. Я думал, если это чувство пропало, то навсегда», — написал под роликом один из зрителей.
Эмоции, очевидно, до сих пор являются главным залогом успеха любого кандидата в президенты США. И они согласны потратиться на то, чтобы этот эмоциональный охват был гораздо шире.