Для участия в выборах депутатов региональных заксобраний, муниципалитетов и мэров городов 8 сентября выдвинулось 23 529 кандидатов, из которых 812 – самовыдвиженцы. Это в 19 раз больше «разыгрываемого» количества мандатов, соответственно конкурс составит почти два десятка человек на депутатское или мэрское место. На 2 августа зарегистрированы 16 488 кандидатов, остальные получат регистрацию или отказ в ней на наступающей неделе.
Собеседник «Газеты.Ru» в администрации президента говорит, что статистика отказов в регистрации достигла 4,8%, в 2012 году она была в два раза больше — 10%.
47 из 54 зарегистрированных партий принимают участие в выборах в заксобрания хотя бы в одном из 16 регионов, где они проходят. Так, 8 сентября 2013 года состоятся выборы в региональные парламенты в Ярославской, Ивановской, Смоленской, Архангельской, Кемеровской, Ростовской, Иркутской, Владимирской областях, Забайкальском крае, республике Тыва, Чечне, Калмыкии, Башкортостане, Якутии, Бурятии и Хакасии. Кроме этого в 8 городах-административных центрах будут избирать мэров. Это Екатеринбург, Воронеж, Владивосток, Хабаровск, Абакан, Вологда, Великий Новгород и Томск.
Характерно, что наибольшее количество партий или кандидатов идут на выборы в тех регионах, где позиции власти слабы, или же ожидается конкурентная борьба.
Так, в выборах в заксобрание Смоленской области принимают участие 23 партии, Ивановской и Иркутской областей по 21 партии, Владимирской и Ульяновской областей — по 20 партий.
В выборах мэра в Екатеринбурге участвуют 15 кандидатов, выборах мэра Воронежа — 10, мэра Вологды – 9.
Собеседник издания в администрации президента в разговоре пошутил, что теперь административный ресурс приходится применять для того, чтобы избиркомы регистрировали всех желающих, кто подает весь комплект документов, необходимый по закону.
«Содействуем, как можем», — заверил источник, добавив, что главным поводом для отказов в регистрации становится исключительно предоставление партией в избирком неполного комплекта документов.
«На мой взгляд, те же РПР-ПАРНАС или «Гражданская платформа» намеренно не предоставляют сразу полный комплект, когда опасаются слишком острой предвыборной борьбы в регионе или хотят привлечь к себе лишнее внимание», — считает собеседник издания,
приводя в пример неоднозначные истории со снятием списка «Гражданской платформы» в Ярославской области с выборов в заксобрание региона, а РПР-ПАРНАС с областных выборов в Хакасии.
Партия РПР-ПАРНАС, по словам источника, предоставила неполный комплект документов на 23 из 34 кандидатов и сделала это в последний день, когда это было возможно, лишив себя шанса исправить ошибки.
Что касается «Гражданской платформы», то есть две версии произошедшего. Сама ГП в Ярославской области утверждает, что избирком отказывался принимать у партии документы до последнего дня регистрации. Когда был зарегистрирован финансовый уполномоченный партии Наталья Семенова, на выходе из избиркома ее схватили сотрудники полиции и увезли на допрос, после чего она исчезла. В результате партия не успела открыть избирательный счет, за что и получила отказ.
В версии ярославского избиркома и администрации президента, во всем произошедшем не виноват никто, кроме самой ГП, так как сперва партия приносила для регистрации своего финуполномоченного документы с вопиющими нарушениями. Что касается исчезновения Семеновой, то, по версии Ярославского ГУВД, ее допрашивали всего 20 минут, после чего она покинула здание. Допрос был по делу о хозяйственных нарушениях организации, в которой она числится замдиректора. В то же время ГП не стала в срочном порядке регистрировать новых уполномоченных, собеседник в штабе ГП объяснил «Газете.Ru», что некая инструкция регионального избиркома все равно требует присутствия в «Сбербанке» для открытия избирательного счета всех без исключения финансовых уполномоченных, в том числе, пропавшей Семеновой, поэтому регистрировать новых не имело смысла. Однако в ярославском избиркоме факт наличия подобной инструкции отрицают, Семенова несколько дней спустя, по данным источников «Газеты.Ru», обнаружилась на отдыхе за границей.
Больше всего отказов в регистрации получили партии-спойлеры «Трудовая партия России» и «Аграрная партия России» (по 4 отказа каждая).
РПР-ПАРНАС и Партии садоводов России отказали в регистрации в 3 регионах, «Яблоку», «Гражданской платформе», Казачьей партии России, «Партии духовного преображения России», «Российскому общенародному союзу» и «Гражданской силе» отказали в регистрации в 2 регионах. Остальные 13 партий получили по 1 отказу.
Чаще всего не допускали партии на выборы в заксобрание Владимирской области (6 пострадавших), по 4 отказа различные партии получили при попытке поучаствовать в выборах в Архангельской, Кемеровской, Ростовской областях и в Хакасии, по 3 отказа вынесли избиркомы партиям на выборах в Ярославской и Иркутской областях.
Представители РПР-ПАРНАС и «Гражданской платформы» восприняли упрек из администрации с негодованием и категорически опровергают версию, что специально сдают неполные комплекты документов.
«Это неправда. В комплекте документов в Хакасии были ошибки, но нам не дали времени их исправить, в Рязанской области нас сняли с выборов вообще под надуманными предлогами, в Ярославской области нас еще не зарегистрировали. Власти используют регистрацию как фильтр для отсева неугодных кандидатов, которые могут создать на выборах конкуренцию. Не знаю, какие задачи ставит федеральное руководство, но на местах начальники решают, кто будет участвовать в выборах, кто нет, и избиркомы выполняют их команды», — сказал «Газете.Ru» сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов.
Собеседник «Газеты.Ru» в партии «Гражданская платформа» сказал, что те же источники, которые сейчас обвиняют ГП и РПР-ПАРНАС в «самостреле», ранее заявляли, что вся кампания будет отдана на откуп губернаторам.
«В тех регионах, где ГП угрожала позициям губернаторов», было приложено максимум усилий для снятия партии с выборов», — считает источник в «Гражданской платформе».
Эксперты также не сомневаются в том, что демократичность статистики по отказам не маскирует применения административного ресурса против реальных оппозиционных партий.
Очевидно, что в тех регионах, где выдвинулось максимальное количество партий, селекция была пройдена на стадии предварительных договоренностей с областными администрациями, полагает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Если в регионе сильны позиции КПРФ, то стоит ожидать на выборах появления «Коммунистов России» или КПСС, если нужен спойлер для «Гражданской платформы», обращаются к «Гражданской силе» и так далее.
Это, конечно, более тонкие технологии выстраивания политического ландшафта, но суть в том, что цели настройки остались прежними: удержать позиции власти. В ситуациях с отказом в регистрации оппозиционным партиям нет универсального ответа, каждый случай надо рассматривать отдельно. Но, например, в Рязанской области, когда в регистрации на выборах кандидату от РПР-ПАРНАС отказали лишь на том основании, что его имя «Семен» в документах написано не через «ё» а через «е», очевидно является одним из случаев применения административного ресурса. Также отмечу, что на этой кампании сильно возросли гонорары у электоральных юристов, они самые востребованные люди, учитывая, что день голосования теперь один, а хороших юристов по избирательному праву мало», — говорит Калачев.
Статистику по отказам для власти улучшает участие партий-спойлеров, которые легко получают регистрацию, но никакой роли на выборах не играют,
считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Если вычесть партии-спойлеры, то статистика станет ближе к реальности, тем более, что параллельно избиркомы «зачищают» неугодных кандидатов-одномандатников. Такую нервозность и скандальность процесса регистрации, видимо, можно объяснить обеспокоенностью администраций усилением новых альтернативных партий и начавшимися процессами раскола местных элит вместо вынужденного и навязанного «единства». Этот процесс испугал областные власти, и нынешние отказы в регистрации оппозиционерам – это истеричная реакция на оживившуюся партийную и политическую ситуацию», — сказал «Газете.Ru» Кынев.
Эксперт считает эту стратегию крайне опасной, так как она, с одной стороны, дискредитирует политику федерального центра, с другой — подрывает в глазах населения легитимность выборов, создавая негативные тренды и вымывая протест из легальных процедур в уличные.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что самой острой конкуренции на выборах глав административных центров стоит ожидать на выборах мэра Екатеринбурга, есть интриги и на выборах в ряде заксобраний.
«На выборах в Ярославской области остается интрига – придет ли все-таки на выборы протестный электорат или нет. Сложная ситуация и в Смоленской области, так как там губернаторствует представитель ЛДПР Алексей Островский, но по факту говорить, что власть в руках ЛДПР нельзя. Это вообще регион, для которого характерно некое безвластие, что повышает уровень хаоса на выборах. Сложными будут выборы и в Иркутской области, там довольно сложные элиты, которые убрали не одного неугодного им губернатора, и которые постоянно заключают между собой все новые договоренности. Интересная ситуация и на выборах в Забайкальском крае и во Владимирской области, так как, хотя кандидатов от «Гражданской платформы» и сняли с губернаторских выборов, в выборах в заксобрания этих регионов она участвует», — отмечает Виноградов.