«Банковское сообщество обеспокоено проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций и связанными с запросами органов внутренних дел», — написал глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян в официальном письме генеральному прокурору Юрию Чайке. Письмо было размещено на сайте АРБ вечером во вторник. Ранее ассоциация искала заступничества у Росфинмониторинга, но там ответили, что «оценка правомерности действий правоохранительных органов не входит в сферу компетенции» ведомства.
Банки жалуются на огромное количество отчетных документов, запрашиваемых органами. Эти запросы основываются на ФЗ-113 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ-3 «О полиции» и ФЗ 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Органы внутренних дел фактически просят дублировать им отчеты, которые получает Росфинмониторинг, а кроме того, запрашивают копии правил внутреннего контроля и других документов. Как утверждает АРБ, эти запросы не имеют под собой законодательной базы.
Закон «О полиции» обязывает предоставлять «справки по операциям и счетам» при выявлении и пресечении налоговых преступлений. «Очевидно, что истребуемые в запросах органов внутренних дел вышеперечисленные документы (отчеты в Росфинмониторинг, а также различные копии внутренних документов. — «Газета.Ru») не могут быть квалифицированы как справки по операциям и счетам», — уточняет АРБ.
«По письменным запросам в специально установленном порядке получать сообщения, направляемые в уполномоченный орган, может только Росфимониторинг и надзорные органы, к которым подразделения внутренних дел не относятся», — настаивает банковская ассоциация. Нарушением банковской тайны не является предоставление информации только в Росфинмониторинг, добавляет АРБ.
Полиция не ограничивается требованиями, но применяет и угрозы, считают в АРБ. «В запросах органов внутренних дел, — сообщают банкиры, — содержится указание на то, что при неисполнении требований, содержащихся в запросе, кредитная организация будет привлечена к ответственности».
Жесткий контроль над банками отвечает общемировой тенденции. Стараниями международной организации по борьбе с отмыванием нелегальных доходов FATF (Financial Action Task Force) даже Швейцария согласилась раскрывать информацию о счетах нерезидентов контрольным органам других стран. Но даже FATF не требует дублирования информации в разные надзорные органы. «Формально у России с точки зрения FATF все хорошо, и надо отдать должное Росфинмониторингу, который со времен Виктора Зубкова ведет себя так хорошо, как только принципиально возможно, — утверждает депутат Госдумы, финансовый омбудсмен Павел Медведев. —
Росфинмониторинг сам направляет в МВД подозрительную информацию. И, по словам сотрудников службы, уголовные дела возбуждаются в одном случае из 1000».
«У банков давно стоит проблема избыточной документации — они вынуждены направлять, а также длительное время хранить огромное количество бумаг, — подтверждает партнер BDO в России Денис Тарадов. —
МВД действительно может запросить всю информацию у Росфинмониторинга. Но МВД проще обратиться напрямую в банк, чем выяснять отношения с другим ведомством».
«Полицейские, конечно, очень добросовестные, — с иронией поясняет Медведев. — Но вот изредка находится один очень недобросовестный, который приходит в банк и требует всю информацию по обвиняемому Иванову, и банки буквально грузовиками начинают возить документацию, проверить которую принципиально невозможно из-за ее немыслимого количества».
Действия МВД чаще всего бесполезны и направлены на запугивание банков, считает председатель движения «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева. «Бесполезность этих действий можно посмотреть по статистике уголовных дел. Если бы все запрашиваемые документы шли на реальную борьбу с легализацией и отмыванием, тогда бы мы видели результат этой борьбы – количество уголовных дел, как это нам внушает МВД. Это же их хлеб – уголовные дела. Но по статистике уголовных дел, возбужденных по статье легализации, очень мало, — объясняет Яковлева. —
Видимо, бесконечные запросы в банки — это произвольная активность правоохранительных органов, никем неконтролируемая, неуправляемая и организованная с целью запугивания и вымогательства».
Одного обращения к генпрокурору для решения проблемы недостаточно, опасается Тарадов: «Необходимо задействовать Центробанк и привлечь его на сторону банков».