Пенсионный советник

Налог на монополии

Минфин предлагает отменить налоговые льготы в отношении инфраструктурного имущества

Андрей Ковалевский, Алексей Топалов, Ольга Алексеева 16.08.2010, 18:27
ИТАР-ТАСС

Минфин предлагает отменить налоговые льготы в отношении инфраструктурного имущества — с железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, ЛЭП. Новый налог существенно пополнит региональные бюджеты. Заплатить за повышение налогов придется потребителям.

Уже с 2012 года налоговая нагрузка на РЖД, сетевые энергокомпании и компании, занимающиеся транспортировкой газа и нефти, может существенно увеличиться. Такое предложение содержится в законопроекте о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ и в закон «О налогах на имущество физических лиц», размещенном на сайте министерства.

Речь идет об установлении с 2012 года «максимальной ставки налога на имущество организаций 1,1% в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». В настоящее время эти инфраструктурные объекты налогом на имущество не облагаются.

В дальнейшем налоговая нагрузка будет возрастать. По словам начальника отдела имущественных налогов Минфина Алексея Сорокина,

предлагается постепенный перевод естественных монополий на уплату налога (на имущество организаций в отношении инфраструктурного имущества) путем установления сначала пониженной ставки налога в 2012 году — 1,1%, а потом 2,2%.

В целом, по словам Сорокина, законопроект направлен на сокращение количества федеральных льгот по региональным и местным налогам.

«Все очевидно: бюджет испытывает дефицит, и власти пытаются получить средства отовсюду, откуда это только возможно», — говорит представитель одной из крупнейших нефтегазодобывающих компаний страны. «Исключение ряда инфраструктурных объектов из льготируемого перечня по налогу на имущество позволит серьезно пополнить казну региональных бюджетов, поскольку налог на имущество — региональный налог, — добавляет эксперт BDO в России Николай Симоянов. — И чем больше в регионе будет концентрация таких объектов, тем больший экономический эффект получит данный регион. Для регионов сумма данного налога будет достаточно значительной».

Это значит, что стоит ждать повышения тарифов. «Вероятнее всего, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) пересмотрит методику для пересчета тарифа для сетевых энергетических компаний», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Насколько увеличится стоимость энергии, точно сказать пока нельзя — это зависит от методики расчета», — говорит он. Не сомневаются в повышении тарифов и представители бизнеса.

«Владельцы нефте- и газопроводов (то есть «Транснефть» и «Газпром») постараются заложить этот налог в тарифы на прокачку, а, к примеру, «Транснефть» и «Транснефтепродукт» и без того каждый год увеличивают тарифы,

— говорит собеседник «Газеты.Ru» в «ЛУКойле». — Повышение тарифов на транспортировку скажется на себестоимости продукции, и в первую очередь — на внутренних ценах на моторное топливо». Примерно по такой же схеме, скорее всего, будут действовать и Российские железные дороги. Но здесь от повышения цен пострадают не только перевозящие свои грузы компании, но и простые пассажиры.

«При этом, как не раз уже было ранее, увеличение тарифов будет на сумму, большую, чем сумма налога на имущество, подлежащая уплате», — подозревает Симоянов.