На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Объявляется убийство губернатора

Худрук БДТ Андрей Могучий поставил спектакль по повести Леонида Андреева «Губернатор»

К столетию революции в Большом драматическом театре поставили «Губернатора» по повести Леонида Андреева. У Андрея Могучего получился ясный, четкий и резкий спектакль не о переменах, а о страхе и безвременье.

Своего «Губернатора» Леонид Андреев написал в 1905 году, по следам первой русской революции, и рассказывает о последних неделях жизни губернатора одного российского города:

отдав приказ о расстреле демонстрации рабочих, он мучительно ждет конца, не испытывая ни жалости, ни облегчения, только страх.

Сюжет был экранизирован Яковом Протазановым: в его «Белом орле» 1928 года, сделанном на экспрессионистский лад, играли мхатовец Василий Качалов и — выдающимся образом — театральный режиссер Всеволод Мейерхольд.

В год столетия революции за повесть взялся Андрей Могучий — режиссер, за плечами которого опыт андерграунда, уличные перформансы, визионерские спектакли на основной сцене Александринки и международное признание. Дверь в юбилей революции, ставший поводом для важных размышлений о судьбе страны и точкой сборки общественной мысли в России, режиссер открыл широко и радикально. «Губернатор» Могучего — после его полемического «Что делать», монологичной «Алисы» с Алисой Фрейндлих в главной роли, актерских «Пьяных» — становится событием, ошеломляющим и тематически, и эстетически.

В «Губернаторе» ясный как день гуманизм заключен в броскую, совершенную форму. За серым «пожарным занавесом», поднятым вначале, открывается крашеное зеленой краской, обшарпанное по углам пространство с двумя плафонами, тускло освещающими ложе губернатора — кровать с зеркалами и черной подушкой, в которую звонко палят из винтовок два ангела в котелках. С этой энкавэдэшного вида комнатой будут происходить приключения: стены разъедутся, потолки поднимутся, коридор превратится в бальную залу с изумрудными кулисами, ремонтируемая квартира — в сад с коричневыми деревьями.

Сценография Александра Шишкина, соавтора Могучего в этой и многих других совместных работах, — высокофункциональная и совершенная, как сюрреалистический сон, среда.

Закадровый голос артиста Василия Реутова с хладнокровным спокойствием комментирует произошедшее; от убийства нас отделяют 11 оттитрованных эпизодов, пролог и эпилог. В эпизоде 9 губернатору приносят посылку с бомбой — бомба тикает, но, дойдя до максимальных децибелов, звенит, как обычный будильник.

Спектакль БДТ тоже заведен как отлично сработанный механизм, в структуре и пугающем драйве которого заключен весь смысл происходящего, тотальная необратимость катастрофы.

Странная анемичность главного героя, сыгранного Дмитрием Воробьевым в серо-белом гриме, контрастирует с силой сценических аттракционов: вокруг него вращается жизнь, с истеричной женой-наркоманкой, с парадом солдат, с горой трупов, лежащих как на «необыкновенной выставке» (так у Леонида Андреева), а он молчит и ждет. Гремят аккорды композитора Олега Каравайчука, и мчится на зрителей, как люмьеровский поезд, хроника: избушки, бабы с детьми на руках, черные точки убитых на пустой площади.

От лица страшной, веселой, дикой жизни кричит пролетарий с флагом в руках.

От имени красоты и несбыточной надежды — лаконичная хореография гимназисток в белых фартуках (художник по движению — Сергей Ларионов). В «Губернаторе» нет ни интеллигентского страха перед революцией, ни умиления перед «народом»;

есть завороженность событием: как все это случилось и почему оно не могло не случиться?

Весь спектакль устроен как динамическое взаимодействие разных потоков: укрупняется одно (портрет гимназистки, написавшей письмо губернатору), уводится в общий план другое, меняются фактуры (видео, хроника, фотоувеличение, титры, куклы «в роли» трупов) и громкость, музыки ли, человеческой ли истерики — в случае с Настасьей Сазоновой (Аграфена Петровская), матерью погибшей 7-летней Сашки.

Когда же девочка-гимназистка (Александра Магелатова), сбиваясь, читает в микрофон письмо губернатору, это и вовсе взрывает спектакль. Так и непобедимая витальность режиссера непостижимым образом отменяет депрессивность темы.

Сюжет про отсроченную, но неумолимую казнь рассказан жестко, интенсивно, с умной сентиментальностью. И тревожит, как ни странно, вовсе не финал, а — казалось бы, противоположное любым событиям такого рода — тупое чувство безвременья, сковывающее волю в годы первой русской революции, когда написан рассказ Леонида Андреева, и «празднуемое» сегодня.

Новости и материалы
Украинские беспилотники попытались атаковать Татарстан
Депутат объяснил цель удара РФ по нефтезаводу в Полтавской области
Очереди на подъездах к Крымскому мосту достигли 1100 автомобилей
На Кубани молодые люди попытались поджечь релейный шкаф за деньги от неизвестного
Автомобиль дочери Валерия Меладзе получил 144 штрафа за нарушения ПДД
Врач рассказал, почему нельзя игнорировать покалывание в пальцах
Грузинская авиакомпания отменила ряд рейсов в Израиль
Прибрежным городам США предрекли катастрофу
В МИД Ирана отреагировали на слухи о передаче послания для Израиля
СМИ сообщают о звуках ПВО в центре Тегерана
Адвокат объяснил, почему Промесу нельзя попадать в Нидерланды
Стало известно, когда начнутся продажи нового флагманского седана Chery
Экс-футболист «Терека»: скептически отношусь к союзу Карпина и «Динамо»
В армии Израиля рассказали, что помогает избегать большего числа жертв при атаках Ирана
Иран готов продолжить удары по Израилю
Класс пожарной опасности в Московском регионе вернулся к самому низкому
На Украине предрекли подорожание импортного газа из-за ударов по Ирану
В аэропорту Казани сняли ограничения
Все новости