Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Чтобы достойно существовать, музею нужна независимость»

Интервью с Клаусом Альбрехтом Шредером, директором музея Альбертина

Венский музей Альбертина привез в ГМИИ больше 80 работ конца XVI — середины XIX века, от Никола Пуссена до Эжена Делакруа. А директор музея Клаус Альбрехт Шредер рассказал о том, какими выставками его музей обменяется с российскими, несмотря ни на какие санкции.

В Пушкинском музее открылась «Выставка французского рисунка из венского музея Альбертина». До 2007 года он был одним из старейших хранилищ графики в мире, а потом — после пополнения собрания из коллекции семейства Батлинер — стал музеем-гегемоном, который соединил работы Дюрера и Рембрандта с полотнами Моне, Пикассо и современным искусством. На выставку в Москву оттуда привезли больше 80 работ мастеров конца XVI — середины XIX века, от классициста Никола Пуссена до романтика Эжена Делакруа. Часть рисунков здесь «вписали» в постоянную экспозицию Пушкинского музея — в качестве созвучия французской живописи. Директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер рассказал «Газете.Ru» о выставке и тех экспериментах, к которым обращается его музей.

— Когда консервативная институция начинает экспериментировать с форматами, это, как правило, вызывает всеобщее негодование. Легко ли Альбертине далось превращение из хранилища графики в универсальный музей?

— Мы, безусловно, столкнулись с проблемами: люди не сразу поняли, что же мы делаем с Альбертиной. Но если музей хочет меняться, их нельзя миновать.

Вскоре после того, как я стал директором Альбертины в 1999 году, музей начал активно заниматься фотографией, а не только графикой.

Его коллекция активно пополнялась: появились отделы современного искусства, мы стали уделять внимание живописи. Территория Альбертины увеличилась с 2,5 тыс. до 22 тыс. кв. м. До моего прихода Альбертину посещали только 50 тыс. человек в год — сейчас эта цифра выросла до 7 млн. Мы, конечно, понимали, что старые порядки придется перетрясти, но в результате такие изменения стали позитивным моментом для музея.

— В Эрмитаже, например, недавно закончилась «Манифеста» — биеннале современного искусства, вторжение которой прошло для музея довольно болезненно. Вплоть до того, что сотрудники извинялись перед посетителями за «временное неудобство»: некоторые экспонаты были расставлены прямо в постоянной экспозиции Эрмитажа. Как современное и классическое искусство уживаются в Альбертине?

— Мы все же стараемся отделять современное искусство от классических образцов. В Альбертине они разделены:

в одном корпусе, например, представлены Фрэнсис Бэкон, Герхард Рихтер и Ансельм Кифер. Моне и Пикассо — в другом.

Для старых мастеров существует свое здание. Сейчас действительно существует такая тенденция — перемешивать классику и современность. Я видел выставку в Эрмитаже и могу сказать, что Михаил Пиотровский на «Манифесте» тоже по-своему попытался сделать это. То же самое происходит, например, в Лувре, лондонской Национальной галерее и Музее истории искусств в Вене. Зачем это делается? Я думаю,

дело в том, что как нечто значительное зрители до сих пор воспринимают только классическое искусство.

Есть пять главных имен, которые все знают: Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Включение в эту схему актуального искусства показывает, что, хоть художники и говорят на разных языках, их волнуют одни и те же вещи — эмоции или, например, политика.

— Как объяснить современное искусство, например, туристам, которые впервые пришли в музей? Создавать образовательные программы?

— У нас нет специальных образовательных программ, связанных конкретно с коллекцией Альбертины. Но тем не менее мы работаем со школами, в музее существуют учебные классы, довольно популярные курсы по истории искусства.
<3>

Но вот, к примеру, мы делали ретроспективу Дюрера — эту выставку только за три месяца посетило почти полмиллиона человек, никаких проблем с пониманием не возникло.

— Почему для выставки в Москве выбрали именно французский рисунок — это дань классической Альбертине?

— Это был выбор Пушкинского музея. Изначально он хотел показать в Москве Дюрера, но, к сожалению, это было невозможно: коллекция его работ на тот момент уже экспонировалась в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. У ГМИИ есть очень сильная коллекция французской живописи XVI — XVIII веков, и наш французский рисунок прекрасно в нее вписался и дополнил.

С помощью этой выставки мы налаживаем отношения между Москвой и Веной.

К 2017 году, например, в Пушкинском музее готовится выставка, на которой будут представлены работы Эгона Шиле и Густава Климта, а в Альбертину из Москвы приедут Сезанн и импрессионисты. Хотя раньше Альбертина уже поддерживала проекты ГМИИ, давала произведения для выставки Модильяни например.

— Кому принадлежит идея «вживить» французский рисунок из Альбертины в постоянную экспозицию Пушкинского музея?

— Это была моя идея. Я начал экспериментировать, совмещать живопись и графику в Вене еще в 2003 году. Конечно, это было понято не сразу, но со временем такая практика стала обыденной. Ведь искусство нельзя разделять. Графический рисунок и живописные полотна можно рассматривать как разные виды медиа, но и то, и другое — искусство. Это моя философия и мой главный принцип демонстрации искусства — нужно использовать все имеющиеся ресурсы. Куратор Пушкинского музея Виталий Мишин эту идею прекрасно воплотил: наши Антуан Ватто и Франсуа Буше нашли себе место здесь.

— Что Альбертина получает взамен в рамках обменных сезонов между Россией и Австрией?

— В 2016 году у нас состоится выставка русского авангарда: в Альбертине покажут Марка Шагала, Казимира Малевича и другое искусство начала ХХ века из Русского музея. А уже в следующем году мы проведем там выставку в Санкт-Петербурге Георга Базелица, привезем около 60 его произведений — и графику, и живописные работы.

— В одном из своих интервью вы говорили, что сейчас только треть годового бюджета Альбертины зависит от государства. Вы считаете, что государственные музеи сами должны зарабатывать?

— Сейчас от государства Альбертина получает €7 млн, в то время как требуется музею около €20 млн. То есть почти €13 млн мы вынуждены искать где-то на стороне. Основной доход музею приносят, разумеется, посетители. Кроме того, мы сдаем свои помещения для разных мероприятий и получаем спонсорские взносы. Будучи государственным музеем, невозможно, например, пополнять коллекцию и полноценно развиваться. Поэтому музею нужна независимость для того, чтобы достойно существовать.

Новости и материалы
Песков заявил об участии США в конфликте на Украине
Шесть россиян отравились парами хлора в сауне
«ОПГ парикмахерская»: Крыжовников о реакции россиян на «Слово пацана»
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Все новости