Фонд кино завершил распределение средств, выделенных на производство художественных фильмов. На прошедшем в понедельник, 7 октября, заседании попечительского совета фонда принято решение поддержать 28 проектов от компаний, которые не вошли в число лидеров отечественной киноиндустрии. В их числе «Тайны Снежной королевы», «Кощей Бессмертный», «Вий» и «Иван Васильевич».
Совет также рассмотрел заявку Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» и принял решение выделить на этот фильм деньги.
Выделенную на проект сумму глава фонда Антон Малышев раскрыть отказался, сославшись на коммерческую тайну; при этом указал, что господдержка картины о немецком и советском инженерах, которые были друзьями, а затем оказались по разные стороны фронта во время Великой Отечественной войны, осуществляется в двух вариантах — возвратном и безвозвратном.
<2>Напомним, что всего Фонд кино распределяет 3 млрд рублей, из которых 1,5 млрд получают без обязательного возврата средств компании-лидеры, проекты остальных киностудий могут рассчитывать на 400 млн рублей. Еще 600 млн могут быть выделены любому кинопроекту по различным возмездным схемам. Распределение средств среди лидеров проходило в августе, а государственную поддержку получили 26 проектов — правда, только безвозвратные деньги получили лишь некоторые из них (например, «Баба Яга» от «Арт Пикчерс Студия» или «Елки 1914» от ООО «ТаББаК»), а большинству компаний придется учитывать предстоящий возврат выделенных денег (100% выделенной суммы или части прибыли).
Фильм Миндадзе уже пытался получить деньги от государства. Этим летом он был успешно представлен на очных питчингах в Министерстве культуры, однако не получил государственной поддержки из-за позиции ведомственного экспертного военно-исторического совета: эксперты усмотрели в сценарной заявке искажение исторической правды. После переговоров Миндадзе с министром культуры Владимиром Мединским режиссер согласился на привлечение к работе над картиной специалистов-историков, а позже стало известно и об изменениях в сценарии.
После этого Минкульт официально рекомендовал Фонду кино рассмотреть этот проект, минуя стадию предварительной защиты.
Отметим, что без выделения государственных средств само производство картины оказывалось под вопросом: без этого в проект не соглашались входить немецкие сопродюсеры.
Куда менее удачно сложилась судьба проектов «Дама пик» Павла Лунгина и «Чайковский» Кирилла Серебренникова. Автору «Такси-блюза» члены попечительского совета отказали: по словам Малышева, у этой картины, переносящей действие классического произведения Пушкина в современные обстоятельства, слишком много «неопределенности с иностранными сопродюсерами» и с участием «западной звезды», которая должна была сыграть одну из главных ролей.
Проект Серебренникова попечительский совет фонда даже не рассматривал: его члены учли мнение экспертного совета, которые не увидели в картине «прокатного потенциала». Любопытно, что байопик великого русского композитора этим летом успешно прошел защиту на питчингах в Минкульте и получил финансирование от этого ведомства в размере 30 млн рублей. Однако, как рассказывала «Газете.Ru» Сабина Еремеева, бюджет проекта составляет около 240 млн, в связи с чем создатели фильма попросили денег и у Фонда кино.
После заключения экспертов фонда о том, что такой фильм имеет низкие шансы проявить себя в прокате, Серебренников заявил, что будет искать продюсеров за рубежом и откажется от финансирования, предоставленного Минкультом.
Затем, правда, режиссер взял свои слова назад: как сообщали информагентства, Серебренников вместе с Еремеевой решили подождать окончательного решения Фонда кино. Видимо, чтобы сгладить неудобную ситуацию, в понедельник вечером директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов пообещал создателям «Чайковского» более мягкие условия предоставления государственной субсидии.
«Мы пролонгируем срок, более мягкий договор делаем, потому что понятно, что деньги надо искать, потому что фильм сложнопостановочный», — приводит РИА «Новости» слова Тельнова.