Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Я хотел быть рядом со временем»

Сценарист и режиссер Александр Миндадзе рассказал «Газете.Ru» о судьбе своего кинопроекта «Милый Ханс, дорогой Петр»

Сценарист и режиссер Александр Миндадзе рассказал «Газете.Ru» о судьбе своего проекта «Милый Ханс, дорогой Петр», своем отношении к современной прозе и возможных параллелях в современной киножизни с киножизнью советской.

Главным итогом первых открытых питчингов, проведенных Министерством культуры в июле этого года, кроме 12 кинопроектов, получивших государственную поддержку, стал скандал с фильмом «Милый Ганс, дорогой Петр», третьей полнометражной картиной, которую знаменитый сценарист Александр Миндадзе делает как режиссер. Эта лента — рассказ о том, как в предвоенное время советский и немецкий инженеры стали друзьями, превратились в соперников, а потом оказались по разные стороны фронта в Великой Отечественной войне. Эксперты от киносообщества проект Миндадзе одобрили, но денег от государства он не получил; члены экспертного совета писали письмо министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой расширить список защищенных на питчинге проектов, включив в него и «Милый Ханс, дорогой Петр». Но впоследствии Минкульт объяснил, почему Миндадзе было отказано: против его трактовки истории высказались эксперты из военно-исторического совета, который также работает при ведомстве и принимает решение о судьбе картин на темы, связанные с историей.

Миндадзе уверял, что его фильм не о войне, а о людях, и был убежден, что резолюция военно-исторического совета ошибочна. В четверг, 15 августа, режиссер встретился с Мединским и главой департамента кинематографии Минкультуры Вячеславом Тельновым. После встречи было объявлено, что ведомство будет рекомендовать Фонду кино профинансировать проект как социально значимый; результаты отбора станут известны в конце августа или начале сентября. Кроме того, в работе над фильмом примут участие сотрудники Института всеобщей истории РАН и члены Военно-исторического общества. Миндадзе рассказал «Газете.Ru» о том, как прошла встреча в Министерстве культуры, чего он ждет от специалистов по военной истории, и о том, что интересного он нашел в предвоенном времени.

— Александр Анатольевич, что произошло на вашей встрече в четверг с министром культуры Владимиром Мединским и главой департамента поддержки кино Вячеславом Тельновым?

— На встрече мы довольно подробно прошли по ряду проблем, многие из которых были сняты в результате моих разъяснений. В общем и целом мы достигли понимания, наши позиции во многом оказались схожими. Ничего, кроме пользы, от встреч, разговоров и консультаций с экспертами не будет. В результате министерство решило рекомендовать этот проект как социально значимый для рассмотрения Фонду кино.

— Вы теперь сможете получить финансирование до 50% вашего бюджета.

— Мы претендуем на меньшую часть бюджета фильма. Сейчас идут консультации непосредственно в Фонде кино.

— Вас называют «молодым режиссером» — сценарии вы пишете давно, а снимать кино стали относительно недавно, пять лет назад. Многое ли для вас поменялось?

— Сложно сказать. Есть же разные типы режиссеров, в первую очередь по отношению к литературному тексту. Для одних литературный материал — это только толчок к построению собственной истории, для других — способ интерпретации текста. Для меня это был плавный переход; «написав, я уже снял» — это про меня, мне на съемках остается зафиксировать уже представленное и записанное. Я не интерпретатор чужих замыслов, а реализатор собственных. Ну, то есть интерпретация есть, но она уже в совсем частностях — додумываешь что-то то на площадке... Хотя режиссер и сценарист, конечно, совершенно разные профессии. А звание «молодого режиссера» очень лестное. Надеюсь, оно выдано мне не за то, что я снял всего две картины, а за ту энергию, которая в них есть.

— Два ваших осуществленных проекта отсылают к более или менее современным событиям. Замысел «Милый Ханс, дорогой Петр» переносит нас в конец 30-х — начало 40-х. Что вас привлекло в том времени?

<1>— Видите ли, в каждом полноценном фильме есть векторы, которые ведут и в прошлое, и в будущее. Я стремлюсь сделать картину о том, как люди живут в своих страстях, заботах и переживаниях, производственных и любовных, на пике душевной температуры. Но мы-то знаем, что дальше их ожидает нечто большее, чем все, что они переживали до этого, — война, и страсти, которые сегодня кажутся существенными, окажутся незначительными. И наше знание о войне становится частью драматургии.

— Насколько эта история универсальна с точки зрения времени? Она могла быть перенесена в другое?

— Для меня было важно снимать именно данный период. Не из-за каких-то политических коллизий того времени, которых у меня просто нет в сценарии; он в этом смысле деполитизирован. Меня интересовали сами характеры, лица, проявления чувств тех людей, которых сегодня уже нет. Это были другие — в этом и сложность моей задачи, и привлекательность.

— Я задавал эксперту из военно-исторического совета при Минкульте вопрос о том, имеет ли право художник искажать исторический фон, если это необходимо для творческого замысла. Хочу теперь задать его вам.

— Все зависит от того, помнят ли описываемое время современники. Если замысел действительно требует и это сделано талантливо, то, конечно, можно. Но в случае с «Милым Хансом, дорогим Петром» мне было важно обратное — наоборот, мне была важна точность деталей: как варили стекло, во что одевались, как общались мужчина и женщина в те годы. Я в этом смысле хотел бы быть рядом со временем. Я не хотел бы ничего путать и не путаю, честно говоря.

— На кинофестивале в Торонто будет представлен фильм «Восьмерка» Алексея Учителя по одноименной повести Захара Прилепина. Можете рассказать об этой работе?

— Я был автором экранизации повести Прилепина. Суть работы заключалась в том, что мы... пытались сюжетизировать повесть, сделать более кинематографической. Находили смыслы, важные всем троим. Прилепин принимал участие во встречах, у него были свои какие-то пожелания. Он очень одаренный и творчески щедрый человек, лишенный комплексов неполноценности, поэтому работалось с ним очень хорошо.

— Кого-то еще вы выделяете из современной российской прозы?

— Ну это большой список, его можно было бы писать и писать. Помимо Прилепина я назову только несколько имен — Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Владимир Сорокин. Боюсь кого-то обидеть, потому что не могу сказать, что хорошо знаю современную русскую прозу, потому что был очень занят своей работой над сценарием. Но я уверен, что есть и еще глубокие и одаренные авторы.

— Александр Анатольевич, а какие у вас ощущения от того, что происходит в современной российской киножизни? Вам не кажется, что нынешняя эпоха в этой жизни напоминает советскую?

— Эти сходства и различия не только между этими двумя эпохами, они более общие. Раньше государство полностью финансировало проекты, сейчас частично, зато появился класс продюсеров, который развивает проекты. Но реализовывать их, не сворачивая с собственной дороги, было непросто — только раньше ты сражался с идеологией, а теперь с массовой культурой.

Но это общий процесс, не только нашей стране свойственный. Штучное искусство — оно и на Западе в не самом легком положении. Общество потребления торжествует повсюду, буржуазное искусство все равно рассматривает кино как развлечение, как меню в ресторане. Уверяю вас, что даже фон Триеру очень непросто находить деньги на свои идеи.

Новости и материалы
Создатель Devil May Cry проклял авторов утечек Nintendo Switch 2
Мать Тимати сняла его на фоне помойки в Париже: «Переходим на Доширак»
Многодетный участник СВО пожаловался на угрозы
Врач российского хоккейного клуба спас пассажирку на борту самолета
В Латвии за решетку отправили 72-летнего пенсионера, признанного российским шпионом
Бывшая жена российского миллиардера показала ягодицы в купальнике
Стали известны темы обсуждения Путина с президентом Ирана
Японский миллиардер вдохновил Apple на создание первого iPhone
«Королеве марафонов» Блиновской продлили арест до мая
Прах Яниса Тиммы не могут предать земле
Ким Кардашьян показала редкие фото дочери в честь 7-летия: «Уэст забыл?»
На Украине монастырь канонической УПЦ передали заповеднику
В Москве пьяная мать уснула в подъезде рядом со своим младенцем
Нацсобрание Франции проголосовало против вотума недоверия кабмину
В НАТО назвали призыв к войне призывом к миру
Россиянин, попавшийся на контрабанде гашиша из Испании, получил 18 лет колонии
Земли члена банды «Цапков» не удалось продать за 2,5 млрд рублей
Стало известно, во сколько обойдется «щит» НАТО против России
Все новости