Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Хорошим художникам подражать невозможно»

Художник Борис Кочейшвили рассказал «Газете.Ru» о своей выставке в Русском музее

В Русском музее идет персональная выставка московского художника и графика Бориса Кочейшвили. В Мраморном дворце представлены вещи за последние 10 лет, среди них — впервые — работы в изобретенной им технике рельефа по гипсовой штукатурке. Кочейшвили — автор нескольких самиздатских книжек, и 12 сентября состоится презентация еще одной, наконец изданной официально. Художник рассказал «Газете.Ru» о московском подполье и настоящем авангарде.

– Выставка в Русском музее — это серьезный этап или так, забавный случай из биографии?

– Ну вот что такое «народный художник СССР»? Как это? Он обслуживает народ или народ его знает и хвалит? Да народу что те, что другие... Что Кабаков, что Александр Герасимов.

Вот недавно меня избрали в почетные члены Академии художеств. Невелика честь.

– Где вы учились?

– Родился в Электростали. Поступил в (московское — «Газета.Ru») училище им. 1905 года. Преподавание там было тупое и безграмотное. Это вообще была только… среда. Среда всё равно нужна — Пиросмани был единственным примером того, как без образования, без ничего человек поднялся до уровня Гойи; другого такого не было и нет. Всё остальное не гениальность, а самодеятельность. Училище я окончил, но всё равно, как говорил Лимонов, «благодарю вас только — личные силы, душевные и физические». Только я сам. Г***а не смотрел, смотрел только шедевры с самого начала.

– А что вас в те годы окружало? Где шедевры брали?

– Ничего не было. Журналов не было... Помню, в Одессе купил целую подшивку журналов 30-х годов, которые ещё публиковали Пикассо, Леже, Кандинского. Это были перепечатки, на плохой бумаге, но это были источники. А в 1963-м или 1964-м мне вдруг пришла телеграмма: «Вызывается срочно в Москву по вопросу заграничной командировки». Оказывается, меня включили, как самого молодого, в список на поездку в Италию. Мне было 23 года. И я сразу увидал то, что в Москве в те годы увидеть было нельзя. Что хочешь, как на подносе. Видел работы Лучо Фонтаны (классик абстракционизма. — «Газета.Ru»), который разрезал холст, и подумал: ну куда дальше – всё, нечего дальше делать. Помню, был потрясен совершенно от Фонтаны: идеально белый холст разрезан лезвием. Я всё стоял и думал (а воспитание-то советское!): жалко так холст, он еще и грунтованный...

– Вы были как-то подготовлены к такому зрелищу?

– Как, откуда? Достоевский писал про миллионы, которые в печку кидали... А как человек может писать о миллионерах, если никогда больше десяти тысяч рублей в кармане не держал? В юном возрасте я окунулся сразу во всё то, что Илья Кабаков и другие догоняли через 20–25 лет, ведь их никто никуда не отпускал! Нам прикрепили какую-то роскошную переводчицу — она всё спрашивала, что нам интересно. Я говорил, что интересно мне, а мастодонты из Союза художников ходили за мной. Без меня им и Микеланджело было бы достаточно. Мы попали в совершенно другой мир, где никакого реализма современного, никакого Ренато Гуттузо (популярный тогда в СССР итальянский художник-коммунист. — «Газета.Ru»).

– Принято очень высоко оценивать влияние тогдашнего авангарда на наше подпольное искусство.

– Современное положение дел — я мало что в этом понимаю, но мне кажется, что это огромное информационное поле. Если я сегодня что-то изобретаю здесь, то завтра человек где-нибудь в Турции повторит это. А мы были этого лишены. Вот была в 1963 году грандиозная выставка Леже, которая уложила всех: зрители пришли — а там холсты по три метра...

Я даже не знаю, откуда все наши «неофициальные» художники черпали знание о новом искусстве, — это надо спрашивать у Кабакова. Тогда я был мало вхож во всё это, в советскую богему... Кабакова и Зверева я увидел сильно позже. Это была элита. Вроде бы пьянь болотная, но все гении. У меня, на самом деле, сейчас есть ощущение, что время тогда само работало. Нет, информация добывалась: кто-то, конечно, привозил какие-то монографии; даже я там накупил чемодан каталогов на те деньги, которые мне дали. Но я-то привёз из заграницы классику — Кандинского, Малевича, Леже, Сутина, плюс какие-то еще были мелкие современные каталоги.

Как все это внедрялось в высокое искусство, я не знаю. Все равно все было очень доморощенным, сильным на фоне слабого. Наши были чемпионами мира, только никто уже тогда не прыгал в высоту.

– На что здесь жила богема, художественный авангард?

— Мы до определенного момента вообще не знали, до последнего времени не знали, что картины что-то стоят. Ну сидит худсовет, распределил: тебе пять тысяч, мне шесть, тебе (ты похуже) – тебе четыре. Пейзаж подешевле, вождь подороже. Но в принципе, что картина стоит денег, не знали. Может, вспоминали, что Третьяков у кого-то что-то покупал...

Сейчас много пишут воспоминаний. И в них, конечно, если не врут, то привирают или недоговаривают. Все эти объединения, круги, которые вроде бы должны сообща противостоять совку: как потом выяснялось, внутри своего круга надували друг друга бесконечно. Караулили, отлавливали клиентов. «Вот какой хороший Эдик Штейнберг, к нему должен прийти дипломат, а его по дороге Гороховский отловил, а у Гороховского отловил Янкилевский». Эти сплетни сейчас печатаются — я не придумываю.

– И большая велась торговля?

– Количественно, может, и большая, но все это скупалось за копейки. И эти копейки были выше прожиточного минимума. Что и как вывозилось, не знаю. Это был такой рай. Дипломатов художники отлавливали, передавали из руки в руки: их мир — это была для них среда выживания. Я имел дело с русским дипломатом Семеновым, заместителем Громыко. Он посмотрел мои картинки черно-белые — и уволок в Германию, где напечатал каталог. Оказался я в компании — не кот нагадил: Гончарова, Фальк, Осьмеркин, Древин... Видели каталог, где весь авангард собран? И я там есть.

--Литераторы и художники тусовались вместе?

– Я был близок к поэтам — к Лимонову и тем, кто был рядом с ним. Это называлось Лианозовская школа: в нее входили Генрих Сапгир, Игорь Холин, Евгений Кропивницкий, в какой-то момент Лимонов вошёл в этот круг. Лимонов быстро стал любим художниками, его баловали и носились с ним. Он говорил, что приехал из Харькова с одним лишь номером телефона, к кому обратиться, а когда уезжал, спрашивал, кому продать записную книжку. Рисовал он мало — так, хулиганил. А Вагрич Бахчанян, его земляк, тоже из Харькова, был очень талантливый — не столько крупный поэт, сколько большой авангардист. Во многом, я думаю, он был идеологом той компании.

На свадьбе Лимонова была вся Москва. И какая-то известная дама, забыл ее фамилию, сказала: «Знаете, через два месяца половины этой аудитории не будет». И она сказала правду. Уехали.

– В официальной культуре было, напротив, жесткое разделение по фронтам искусств?

– Было абсолютное разделение в МОСХе (Московском союзе художников. — «Газета.Ru»). Ты график — рисуй графику, живописец — не вздумай рисовать: не умеешь. Поэтому живописец никогда не мог попасть на графическую выставку с рисованием, а живописцы считали, что графики не умеют рисовать. Поэтому Илья Кабаков в живопись никогда бы и не попал. Я никогда не пользовался никакими благами МОСХа. Был какой-то один договор, но я и сейчас им должен: ничего им так и не нарисовал по этому договору.

– Как, в связи с чем у вас произошел переход от графики к рельефным работам?

– Всю жизнь мне нравилась скульптура. Генри Мур, Джакометти, армянские рельефы — вот это всё жутко нравилось… Почему рельефами стал заниматься? Я дружил с известным скульптором Аделаидой Пологовой. Как-то говорю ей: «Жизнь прошла — так жалко, что скульптурой не занимался». Она говорит: «Боречка, так занимайтесь рельефами: это между графикой и скульптурой». И я потихоньку стал делать, и понравилось. Вы увидите, большие последние работы уже здоровые — поднять невозможно. А я их делал за один день! Удовольствие немыслимое: это и графика, и объем, ты рисуешь и лепишь.

– И в рельефах, и в живописи вы лепите пространство как архитектор. И все объекты соединяются в единую конструкцию. Что повлияло на этот узнаваемый стиль?

– Рисовать надо архитектуру и женщин — я так и делаю. А если они перемешиваются — это у меня такая внутренняя практика. Юра Куперман (известный советско-американский художник Юрий Купер. — «Газета.Ru») говорил: «Нужна феня». Вот это феня, твой особый язык — тебя так узнают. И Куперман добивался своего языка. У меня совершенно другая теория: я считаю, что никакого особого языка не может быть, вообще никакого. Есть художник. Это биологическое состояние. Нельзя научить Шагала быть Шагалом: не получится. И что тут говорить о стилистике? Стилистика — это ты сам. Что бы я ни сделал, я ведь не сделаю как Кабаков или как Жилинский.

– То есть художник — это рука прежде всего?

– И рука тоже. Шагал говорит про какую-то химию. Слова можно разные выбирать, но... Да, нет никаких школ. Бывает паровоз, а потом вагон. Бывает ученик, а потом получился Леонардо — и Вероккио пусть станет сзади. Подражать никому невозможно. То есть подражать можно плохим художникам, а хорошим – невозможно.

– Практически всю жизнь вы были готовы рисовать в стол, а сейчас у вас выставка в Русском музее. Что для вас это меняет?

– У меня как-то никогда не было проблем с признанием. Я же не Солженицын, чтобы мучиться. А потом, слава бывает всякая...

— Например?

— А вот как-то идет мне навстречу по Пречистенке народная художница Татьяна Назаренко... Народная художница, с огромным букетом цветов и очень возбужденная. Говорит: «А чего тебя не было? Ой, ты ведь не имеешь к этому отношения...» Видите, даже она знает, что я не имею «ко всему этому» отношения... И это очень хорошо.

Новости и материалы
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Все новости