Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ад с доставкой на дом

На фестивале «Черешневый лес» показали балет «Роден»

На новой сцене Большого труппа театра Бориса Эйфмана представила последнюю работу хореографа – спектакль «Роден», в котором режиссер рассказал о романе скульптора с натурщицей Камиллой Клодель и соорудил между ними настоящую стену непонимания.

Балет посвящен любви и ненависти, связавшим знаменитого скульптора Огюста Родена и его ученицу и натурщицу Камиллу Клодель. Они были любовниками не один год (притом что у Родена была гражданская жена – швея Роза Бере), но Огюста к тому времени признали великим, а Камиллу — нет. Последовали ссоры, потом разрыв и сбой психики у женщины, которую на десятилетия заперли в сумасшедший дом. Там она и умерла через 26 лет после кончины самого Родена.

Душераздирающая история как нельзя лучше подошла хореографу Борису Эйфману. Учитывая, что реальная Камилла сошла с ума через несколько лет после расставания с Роденом, назвать балет биографическим трудно. Но постановщик к этому и не стремился. Он обожает производить спектакли о знаменитых людях или литературных героях, где можно показать неистовство — неважно чье и неважно, по какому поводу, лишь бы персона была известной. Тогда к ней можно применить обкатанную схему: нервный гений страдает от черни, не понимающей ранимую душу художника. Особенность «Родена» в том, что количество гениев здесь увеличено до двух и они сами изводят друг друга, можно сказать, в домашней обстановке. Третий персонаж (он же третий лишний в любовном раскладе) — та самая Роза, надоевшая жена, которая у Эйфмана стала игривой поселянкой в молодости и скучной высохшей дамочкой в старости. Остальные персонажи — психи в дурдоме, подмастерья и натурщицы в мастерской, крестьяне на деревенском празднике, городские обыватели и страшные видения больного ума – всего лишь рамка для показа бурных отношений этой троицы.

Отдельной строкой проходит толпа мерзких, как тараканы, существ в зеленых мундирах. Это художественные критики (непонятно, почему, собственно, в мундирах), которые, ясное дело, пьют кровь из беззащитных ранимых творцов.

Сценограф Зиновий Марголин соорудил для балета единую декорацию — конструкцию из толстых, крест-накрест пересеченных балок. По балкам бродят и лазают, на их фоне разыгрывают мизансцены. Есть еще тележки с гипсом, мрамором и глиной (атрибут мастерской скульптора), одинокий стол с тарелкой супа (знак постылой семейной жизни), канкан с визгами (парижское кафе, где Камилла пытается забыться) и большая емкость с виноградом, который давят ногами (момент сельского гулянья). Да, еще мобильная черная перегородка, по разные стороны которой танцуют скульптор и Камилла в момент острого конфликта.

Эйфман любит простые аллегории: если он хочет сказать публике, что между героями выросла стена непонимания, то будьте уверены: эту самую стену вы увидите наглядно.

Балет построен как цепь воспоминаний Родена, пришедшего в психушку навестить страдающую любовницу. Видя невменяемых уродин в чепцах, среди которых, сжимая в руке кусок пластилина, кружится бывшая красотка, он мысленно возвращается к былым прекрасным временам, когда он познакомился сперва с Розой, а потом с Камиллой. С последней они вместе творили на большом вращающемся столе-подиуме и там же занимались любовью.

Хореограф весьма затейлив в передаче обоих процессов: лепка и эротика сплавлены в единое целое.

Не всегда поймешь, зачем Роден ощупывает Камиллу — как источник творческого вдохновения или как сексуальную партнершу? Еще более затейлив процесс создания скульптур. Кордебалет согбенными телами изображает большие комки глины, которые Роден и его ассистентка яростно мнут руками, после чего тела вырастают, принимая позы знаменитых роденовских произведений. Собственное творение Камиллы не так величаво — маленькая фигурка на подставке, которую она так и не закончит, а потом в припадке гнева и вовсе разобьет.

Неудивительно, что зависть и ревность к успеху любовника обуревают темпераментную скульпторшу. Но и Роден не без греха: мало того что он эгоистически берет женскую преданность, но вдобавок сам завидует непризнанному, но несомненному таланту ученицы. Об этом подробно написано в либретто, чтобы все поняли, почему дуэты творцов похожи на драки. Роден (Олег Габышев) патетически вьется в пространстве, вздымая руки к небу и успевая страдальчески прижимать ладони к вискам.

Пластика Камиллы (Любовь Андреева), кажется, подсмотрена у разъяренной кошки.

Ревниво-печальные, но броские па жены Розы (Нина Змиевец) призваны выразить одиночество. В общем, как гласит программка, «замкнутый круг терзаний». Любители фирменной хореографии Эйфмана, похожей на сплав корчей с акробатикой, могут насладиться ею в полном объеме, тем более что труппа, как всегда, работает с большой, хоть и несколько автоматической отдачей.

Когда закончится череда воспоминаний о любви и творчестве, а также красочные картины разрушения женской психики, Камилла окончательно вольется в коллектив сумасшедшего дома.

Роден же, как пишет Эйфман, «в жертвенном труде завоевывает творческое бессмертие». Это выглядит так: фонограмма дает звук стучащего по мрамору молотка, а герой яростно колотит по «мраморной» мужской фигуре. Балет, кстати, поставлен на сборную музыку Равеля, Сен-Санса и Массне, и использование знаменитых фрагментов само по себе песня: например, знаменитое «Размышление» Массне из оперы «Таис» подложено под танец умалишенных девушек.

После петербургской премьеры «Родена» прошли слухи: мол, спектакль отличается от прежних работ постановщика. На московском просмотре стало ясно, что слухи преувеличены. «Роден» – очередная серия мексиканского сериала, много лет производимого Эйфманом под маркой «балет». В мелодраматическом действе меняются названия и имена персонажей, но не облик танцев и не суть происходящего. Герои эйфмановских опусов (кто бы это ни был — братья Карамазовы, Чайковский, Мольер, Баланчин, Онегин, Треплев или Роден) бьются в рамках перманентной истерики, обуревающей их возвышенное сознание и особенно подсознание. По последнему господин Эйфман большой специалист, в чем неоднократно признавался в интервью: слово «психоанализ» не сходит с его уст. Вот и в «Родене» наворочено столько «фрейдизма», что хватит на десяток психиатрических клиник. Персонажей балета (не только скудную умом Камиллу, но и официально здоровых) можно смело помещать на лечение с диагнозом «шизофренический невроз». Именно поэтому спектакль так понравился публике: народ никогда не сомневался, что у всяких «продвинутых» художников не все в порядке с головой.

Новости и материалы
Российский военный сбил украинский дрон мешком
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Все новости