Что такое современный танец – вопрос не только для зрителей, но и для профессионалов. Последние твердо знают одно: это должно быть зрелище, не похожее на спектакль классического балета. А как это будет достигнуто – дело десятое. Как правило, в зале сидит не заштампованная жизнью молодежь, а люди старше сорока встречаются редко. Если, конечно, они не родственники артистов. Фестиваль «Dance inversion» действительно предлагает неклассический танец, но при этом и не отличается чрезмерным радикализмом. Он проводится не в первый раз и нашел свою нишу – где-то между пластическими «актуальщиками» и неоклассикой, давно прижившейся на сценах академических театров.
Особенно приветствуется модернизированный фольклор – наши и не наши «корни».
Спектакль труппы «Си Селия Ни Сейду» из Франции и Буркина Фасо открывает трехнедельную программу фестиваля. Компания уже в названии опуса красноречива: ясно, что за экзотическим словосочетанием скрывается столь же необычный танец. Название спектакля «Weeleni, the Call» требует перевода на русский с двух языков: с одного из африканских и с английского. В итоге получается «Зов». Здесь все основано на удвоении: звать будут с двух континентов и от имени двух культур – изощренной европейской и подымающейся африканской. 2 и 3 ноября в Центре имени Мейерхольда ждите залп рационального под ручку с подсознательным из тел гибких чернокожих танцовщиков. Под тамтамы, гитару и плач струнных.
Бельгийский балет «Балет С де ла Б» тоже выступает под «живую» музыку: квартет исполнителей восседает на перевернутых контейнерах.
Труппа недавно была в Москве и выступила на фестивале «Территория», где спектакль Алена Плателя снискал лавры скандального и провокационного. Теперь бельгийцы возвращаются, чтобы показать опус другого постановщика — Коэна Аугустийнена. Самое интригующее в спектакле – понять, похож ли он на нашумевший фильм режиссера Зайделя с таким же названием. В кино речь шла об украинке, ищущей работу в Европе в тот же момент, когда бывший охранник, а ныне европейский безработный, пытал счастья в России. В спектакле, смешивающем драму и танец под музыку барокко, обещана тема человеческого бессилия. В любом случае, акробатическо-цирковые способности танцовщиков увлекут публику в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 8 и 9 ноября.
Национальный балет Чехии на фестиваль пригласили как «засланного казачка»: постановки пражской компании – «экспериментальная хореография на территории «академического» театра». Три одноактных балета хореографа Петера Зуски не только частью «закрывают» мало исследованную нашей публикой нишу балета в бывших странах соцлагеря, но и дают возможность увидеть знаменитую приму Мариинского театра Диану Вишневу — она солирует в одном из спектаклей. В Музыкальном театре 13 и 14 ноября звучат хип-хоп Сен-Санс и Ян Тирсен. «Объятия моря» — квартет для женщины, мужчины, стула и стола, «Сон Марии» — пародия на старинный романтический балет и на современный психоанализ, «Немного экстрима» – трагикомический спектакль-перевертыш: «все в мире переворачивается, и все вовсе не то, чем кажется поначалу».
Национальный балет Португалии, гастролирующий 17 и 18 ноября в Музыкальном театре, опять-таки замешан на фольклоре.
Возможно, это самое фольклорное зрелище месяца. Во-первых, танец здесь хоть и модерновый, но настоянный на португальских народных плясках. Во-вторых, сюжет балета «Педро и Инесс» тоже исконно португальский. Авторы либретто и хореограф Ольга Рориц ухватились за кровавую историю 14-го века. Это сплошные страсти на пределе. Жил-был инфант Педро, наследник португальского престола. Он влюбился в Инесс, фрейлину собственной жены. Папа наследника, король Альфонс, велел красотку убить, чтобы не отвлекала инфанта от супруги и государственных дел. Когда Педро стал королем, он выкопал Инесс из могилы, посадил покойницу на трон и короновал ее. А подданных обязал оказывать трупу королевские почести.
Американцы, завершающие программу «Dance inversion» 19 и 20 ноября в филиале Малого театра, призваны в столицу за долгую и верную службу современному танцу. Так в пресс-релизе и написано: «культура cовременного танца в Америке оказывала огромное влияние на его развитие во всем мире на протяжении ХХ века и продолжает оставаться одной из самых влиятельных». Увидеть танец в исполнении «Хаббард стрит данс Чикаго» действительно стоит, хотя два из четырех балетов сделаны европейскими хореографами. Постановщики вдохновлялись архитектурой Ренессанса, мелодиями из брехтовской «Оперы нищих» и скоростным американским ритмом. Особенно важен спектакль «Гнава». Его постановщик — испанец Начо Дуато, гений современного балета.