Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Инжир для Амели

На экраны выходит «Персеполис»

На экраны выходит «Персеполис» – получившая приз в Каннах анимация про иранскую девушку, бегающую по Европам от стражей исламской революции.

Конец 70-х годов, Тегеран. Маленькая Марьян беседует во сне с добрым дедушкой Аллахом, а перед сном – с добрым коммунистом-дядей, отсидевшем при шахе и расстрелянном при имаме Хомейни. Девушку, мечтающую стать пророком и персидским Че Геварой, испуганные родители отправляют в Вену подальше от греха. Из пресыщенной вольностями Европы та возвращается в депрессии и с разбитым сердцем в объятия к исламскому фундаментализму и мужу-конформисту, от которых бежит во Францию, где не вылезает из «Орли», то снимая ненавистный хиджаб, то одевая. Возвращаться или не возвращаться? Полтора часа авторской мультипликации и десять лет иранской истории с точки зрения иранки-феминистки. На любителя, конечно же, но таких у нас, чтобы окупить две прокатных копии, слава Аллаху, еще вполне достаточно.

Честно говоря, если отключить «Википедию» и общее гуманитарное образование, то от всего современного Ирана останется всего ничего.

Приличный вяленый инжир в аккуратных целлофановых брикетиках (сорок, кажется, рублей штука). Традиционное неуважение к демократическому Западу. Наголо бритый Ксеркс, практикующий мужеложство, и нынешний президент, похожий на молодого Бармалея, отрицающий, к тому же, Холокост. Наконец, Иран хорошо рифмуется с ураном, о чем все, кому это интересно, ведут с персами многозначительные консультации, цель которых решительно темна.

Иран закрывается. Как следствие – превращается в пародию на самого себя, скандализируется, при этом с тамошним кино, помимо прочих, выполнявшем функцию ликбеза, тоже все не славу богу. В далеких 90-х годах, когда Ксеркса еще не побрили, да и президент был вроде ничего, творили классики – Мохсен Махмальбаф и Аббас Киаростами. Про последнего как-то подзабыли, а первый удалился в изгнание и снял в Таджикистане странный фильм про «секс и философию». В этом году список эмигрантского кино пополнился «Персеполисом» — еще одним персидским фильмом не из Персии, из Парижа, но по форме не менее экзотичным, чем недавнее творение Махмальбафа.

«Персеполис» – рисованная полнометражная экранизация книжек Марьяны Сатрапи, успешной иранской художницы, осевшей во Франции и живописующей свои эмигрантско-диссидентские мытарства в серии графических романов, известных в просторечии как комиксы. Успешной настолько, что «Нью-Йорк Таймс» пригласила ее рисовать авторскую колонку, а «Персеполис» вышел в «Пантеоне», снобистском издательстве, выпускавшем «Маус» Арта Шпигельмана – знаменитый комикс о похождениях мышки в фашистских концлагерях. Для иранского официоза, отрицающего Холокост, сопоставление очень неприятное, так что на последнем Каннском фестивале, где состоялась премьера фильма, иранцы рассылали ноты с протестами. Но если возмущению Тегерана «300 спартанцами» еще можно было как-то посочувствовать, то здесь свидетелем описанных событий был здравствующий автор, которого пригласили на сцену, вручили специальный приз жюри, а в следующем году отправят в Штаты получать «Оскара» за лучшее иностранное кино.

Надо сказать, что у французов, которых американцы издевательски прокатили с «Амели», будут на «Оскаре» некоторые шансы при полном сохранении лица.

В «Персеполисе» правое дело по защите демократии и антиамериканская фронда удачно смешиваются в одном флаконе, а за рисованными героями прячется целая батарея французских див, работавших на озвучивании картины: Катрин Денев, Кьяра Мастрояни, Габриэль Дарье. В общем, похождения свободолюбивой иранки-эмигрантки должны развенчать масс-медийный миф: иранцы не все такие, там есть свободолюбивые мужчины и женщины правильной политической и прочей ориентации, которые сами страдают от фанатиков, говорят на красивом французском, и бомбить таких грешно.

Но как раз данный аспект «Персеполиса», западными критиками особо акцентированный, для нашего зрителя, которому есть с кем сравнивать стражей исламской революции, как и прочих стражей, представляет наименьший интерес. Как ни странно, но как раз в России у «Персеполиса» много больше шансов быть воспринятым как просто человеческая история, на что упирает и сама режиссер, явно недовольная, что на крик ее души слетаются преимущественно политики и правозащитники. В фильме, например, есть совершенно русская тоска по несуществующей родине, когда «здесь» – менты и вертухаи, зато на Западе люди совершенно недушевные. Не такова ли философия всей русской эмиграции? Есть, наконец, и потрясающая иранская бабушка, которая сохраняет упругий бюст, окуная грудь в ледяную воду и насыпая жасмин под лифчик. А после такого человеческого откровения не то что Ксеркс с Бармалеем, но даже уран с инжиром вылетят из головы.

Новости и материалы
Пекин начал военные учения вблизи Тайваня
В Харькове произошел взрыв
В батальоне спецминирования «Феникс» рассказали о работе под Часовым Яром
В Грузии заявили, что ЕС и США нужна деолигархизация
Стало известно об обстреле съемочной группы Al Jazeera со стороны ЦАХАЛ
В Херсоне произошли взрывы
Действия военкомов в Херсонской области сравнили с отловом зверей
Двух жителей Мариуполя задержали за шпионаж
Посол Палестины оценил реакцию Израиля на признание странами ЕС независимости страны
Сожительница Тимура Иванова переоформила свои автомобили
Стало известно, сколько готовы ждать ответа от рекрутера молодые россияне
Отсутствие головного убора летом грозит потерей волос, заявила врач
Колумнист из США объяснила, почему Зеленский более не легитимен
На митинге в Мексике обрушилась сцена, есть пострадавшие
Зимбабве может ввести безвиз для россиян
Два аэропорта Тайваня закрылись на фоне близких пролетов ВВС Китая
Следователей СКР будут судить по обвинению в рекордных взятках
В конгрессе США показали карту России с зоной досягаемости американскими ракетами
Все новости