Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пицца Гоголь

Телекритик

200-летие Николая Васильевича Гоголя прошло на удивление скромно, особенно по сравнению с аналогичной пушкинской круглой датой. Телевизионные деятели искусств не читали на ТВ оптом и в розницу прозу мастера, не топили память о нем во «всеобщем умиленном слюнотечении» (бессмертная фраза Лидии Гинзбург, точно описывающая любой массированный телевизионный юбилей). Не было в кадре ни пионеров с гвоздиками у одного памятника Гоголю, ни лидеров политических партий с венками у другого. Пищевая промышленность не заготовила впрок шоколадки с изображением Хлестакова в исполнении Евгения Миронова, а рестораны высокой кухни так и не обзавелись стремительной модой на галушки.

Главная подспудная интрига торжеств — дележ классика между Россией и Украиной — тоже развивалась вяловато. Градус обсуждения в обществе высказываний о писателе Путина или Ющенко, равно как и смутного представления самого виновника торжества о своей национальной идентичности, оказался довольно низким. Тут интересней другое: попытаться понять, как и что в тот или иной отрезок времени вытаскивают не самые благодарные потомки из Гоголя эпохи фастфуда.

Главным юбилейным событием назначили «Тараса Бульбу». Барабанная патриотическая риторика с гарниром из оселедцев; ряженые казаки на подступах к «Октябрьскому», где случилась премьера фильма «Тарас Бульба» (рекордсмен по частоте упоминаний); интервью с искусствоведами Жириновским и Зюгановым... Последний был настолько умиротворен, что, казалось, вот-вот примет в ряды компартии Тараса Бульбу, отважно перенесенного на экран членом данной партии Владимиром Бортко.

Самой громкой юбилейной телепремьерой стал двухсерийный фильм Леонида Парфенова «Птица-Гоголь». Особенности писателя-юбиляра, в творческой манере которого сошлись мистицизм и реализм, романтизм и дидактика, юмор и фантасмагория, позволили Парфенову и свою творческую манеру отобразить сполна. Суть ее он давно объяснил так: «Главное для меня — сделать модный продукт, не поступаясь темой». Продукт получился модным. Тут и поездки Л. П. по гоголевским местам, и спецэффекты от создателей «Дозоров», и компьютерная графика, и Земфира, старательно читающая прозу виновника торжества. С тщательностью сурдопереводчика Парфенов не только рассказывает, но и показывает, подтверждая свою репутацию первого из первых.

Если модность продукта сомнений не вызывает, то с темой не все так безоблачно. Слыть (и быть) самым элитарным человеком в самом массовом из искусств — дело хлопотное. Вот и в «Птице-Гоголе» ощущается легкий налет хлестаковщины. Желание объять необъятное порой приводит к сбоям ритма и вкуса. Призрак Гоголя, который материализуется с завидной частотой эдаким стариком Хоттабычем за спиной у Вольки-Парфенова, уместней смотрелся бы в документалках типа «Плесени». Фразу о «Шинели»: «Это повесть об убожестве», — демонстрирует несвойственную автору легкость в мыслях. Приписывание Даниилу Хармсу сочинения «Веселые ребята» и вовсе вызывает недоумение (авторы остроумнейшего парафраза — Доброхотова-Майкова и Пятницкий).

Впрочем, важны не частности, а концепция. Для датского (то есть относящегося к круглой дате) фильма о творческом пути не нужны парфеновские изыски. А для чего нужны? Вопрос открытый. Парфенов — гений эстетического камуфляжа, он не создает новую реальность, а лишь блистательно ее стилизует. Сверхизобилие деталей размывает феномен Гоголя, сквозь них невозможно увидеть то третье измерение, которое и составляет его суть. Но именно зыбкость любезна нашему времени.

А пять лет назад мы видели совсем другого Гоголя — в восьмисерийном фильме Павла Лунгина по сценарию Юрия Арабова «Дело о «Мертвых душах». В буйной фантасмагории превращений мертвые души смешивались с живыми (полуживыми?) персонажами «Ревизора», «Шинели», «Старосветских помещиков», «Записок сумасшедшего» и даже «Вия». Вот уж где ощущался гоголевский космос, противостоящий хаосу бытия с непременной миргородской лужей в центре. У Гоголя Чичиков в поисках мертвых душ ездит от одного помещика к другому. У Лунгина тот же путь проделывает мелкий чиновник Шиллер, только ищет он не мертвые души, а испарившегося из каталажки Чичикова. В выморочном мире мертвых душ со свиными рылами действие клубится, мчится, скачет невесть куда.

У прекрасного штучного фильма странная судьба. Его показали один раз. Ждала повторения в нынешние юбилейные дни — не дождалась. Легко догадаться почему. Каждый из лунгинских персонажей — некая социальная функция, в том числе и в сегодняшней властной вертикали. Превращение Шиллера из Акакия Акакиевича в Чичикова — верный путь любого представителя политической элиты. Думаю, не случайно рядом с Бенкендорфом, начальником Третьего отделения, мы видим в фильме Леонтия Васильевича Дубельта. Он тоже претерпел известные колебания: был вольнодумцем, участником масонской ложи, проходил по делу декабристов, а закончил путь начальником силовой структуры. Так что реплика Городничего, обращенная к Шиллеру, «прошу в застенок», весьма выразительна…

Если Парфенов занимается хоть и очень стильным, но все-таки ликбезом, то авторское прочтение Гоголя Лунгиным и Арабовым тренирует культурную память. Пока же у нас память одноразовая: сегодняшних президентов помним, а предыдущего уже напрочь забыли. И так во всем. Живем по завету Ляпкина-Тяпкина: «Все можно скрыть — и Страшный суд, и приход Спасителя».

Новости и материалы
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Хуситы заявили о расширении операций против кораблей стран Запада
Все новости