Деньги на дороги не валяются

Четыре инфраструктурных проекта вычеркнут из списка ФНБ

Петр Нетреба, Елена Платонова 08.08.2016, 13:31
Вторая линия БАМа на участке Таксимо — Лодья Артем Сизов/«Газета.Ru»
Вторая линия БАМа на участке Таксимо — Лодья

Правительство может отказаться от финансирования из ФНБ четырех инфраструктурных проектов на сумму 126,7 млрд руб. Под оптимизацию попадает строительство железнодорожной инфраструктуры на востоке БАМа, на Черном море и на подходах к Крыму.

ФНБ теряет проекты

Под сокращение могут попасть инфраструктурные проекты, предусматривающие строительство новых и реконструкцию действующих железных дорог, рассказали «Газете.Ru» источники в финансово-экономическом блоке правительства. Из списка предлагается исключить три проекта ОАО «РЖД».

Речь идет о проекте «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» стоимостью 7,5 млрд руб. Этот проект предусматривает расширение железнодорожного сообщения с Крымом.

Из списка будут исключены также проекты «Развитие железнодорожной инфраструктуры восточной части БАМа» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам северо-запада России».

В 2014 году на эти три проекта предполагалось выделить из ФНБ 39,8 млрд руб. Деньги из фонда на эти проекты не перечислены.

Источники в правительстве также сообщили, что в апреле — мае 2016 года Минтранс и РЖД уже обсудили варианты распоряжения правительства, предусматривающего исключение трех проектов из общего перечня инфраструктурных проектов ФНБ. По варианту проекта распоряжения, с которым ознакомилась «Газета.Ru», средства ФНБ с этих трех проектов предлагается перенаправить на другую программу РЖД — приобретение локомотивов. В этой программе доля ФНБ будет увеличена с 60,2 млрд до 100 млрд руб. Но, как следует из переписки ведомств, увеличение планируется только на бумаге. «В случае если РЖД удастся привлечь часть средств для реализации проекта на рынке, то потребность в использовании средств ФНБ в 2016 году сократится», — говорится в материалах.

Из списка инфраструктурных проектов ФНБ может быть исключен и проект строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, говорят источники в правительстве.

По этому проекту предполагалось впервые в России построить железную дорогу силами частной компании «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Правительство собиралось финансировать из ФНБ до 40% стоимости в размере 86,86 млрд руб. Проектная документация в надлежащем виде не была представлена, денег из ФНБ на него не выделялось, но к проекту есть интерес у частных инвесторов, говорит источник.

В компаниях и Минтрансе не прокомментировали причины исключения проектов из перечня. В РЖД подтвердили, что средства ФНБ на реализацию этих трех инфраструктурных проектов будут заменены на заемные. «На заседании правительственной комиссии по транспорту принято решение о целесообразности замещения средств ФНБ средствами пенсионных накоплений посредством выкупа инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД.

Правительство отваживает заемщиков

В настоящее время перечень инфраструктурных проектов включает 12 проектов на общую сумму 972,5 млрд руб. После сокращения четырех проектов в перечне окажутся свободными 126,7 млрд руб. Все собеседники «Газеты.Ru» в правительстве единодушно отвергли предположение, что следующим шагом окажется сокращение общей квоты в ФНБ, выделенной в 2013 году на инвестиции в российскую экономику.

Инвестирование 40% средств ФНБ в 2013–2014 годах рассматривалось правительством в основном в качестве диверсификации инструментов размещения фонда и создания стимулов экономического роста. После введения антироссийских санкций на международных рынках капитала в 2014 году ФНБ назывался и как альтернативный источник привлечения инвестиций.

Все чиновники, согласившиеся объяснить изменения условий инвестирования фонда, единодушно отвергли предположение, что средства ФНБ придерживаются правительством в пользу дефицита бюджета.

В июле Минфином были подготовлены основные проектировки бюджета, которые предусматривали сокращение ФНБ к 2019 году до 2,9 трлн руб. — все не связанные обязательствами средства фонда Минфин намеревался потратить на финансирование дефицита бюджета. В отношении проектов версия другая.

«Инициаторы проектов решили, что работать со средствами ФНБ сложнее, чем со средствами из других источников», — говорит один из собеседников из финансово-экономического блока правительства.

По его словам, на этот раз правительство оказалось более жестким инвестором, чем частники. Впрочем, по его словам, никакой работы по отбору новых проектов также не ведется.

Пока в правительстве делают выводы из уже полученного опыта размещения ФНБ. В апреле 2016 года Счетная палата объявила, что инициаторам инфраструктурных проектов перечислено 56,1% от общей суммы перечня, или 545,7 млрд руб. Освоенными оказались только 294,8 млрд руб. По данным палаты, часть средств ФНБ инвесторы размещали на депозитах, засчитывая проценты в свой доход.

«Размещение средств ФНБ в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, должно было стать стимулом экономического роста. К сожалению, по некоторым проектам наблюдаются признаки неэффективного использования государственных инвестиций», — сделала вывод глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По итогам проверки Минфин собирается пересмотреть условия инвестирования денег ФНБ.

Как рассказали источники в правительстве, готовится ужесточение правил размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов. Минфин при покупке ценных бумаг за счет ФНБ будет должен подписать с эмитентом соглашение об обратном выкупе бумаг, в случае когда эмитент нарушает указанные в проекте сроки расходования средств.

Если эмитент ранее уже получал деньги ФНБ, он будет обязан предоставить Минфину отчет о том, что он потратил эти деньги в полном размере.

Сворачивание инвестиций из ФНБ не означает сворачивание самих проектов, говорит правительственный чиновник. По его словам, по большинству проектов инвестиции из ФНБ предоставляются по ставке «инфляция + 1%». «Уже сейчас евробонды компаний хорошо размещаются, и, боюсь, у компаний не будет потребности в ФНБ, который дороже внешних займов. Если же отменят санкции, то никто из ФНБ денег брать не будет», — говорит чиновник.