Ухудшение экономической ситуации в России серьезно ударило по ряду информационных агентств и СМИ.
Частники готовятся к худшему
Первыми последствия надвигающегося кризиса ощутили на себе частные медиахолдинги. Так, еще в конце прошлого года стало известно о массовых сокращениях в холдинге NewsMedia Арама Габрелянова. Как тогда рассказали «Газете.Ru» источники в самом холдинге, урезание штата коснулось как сайта LifeNews, так и одноименного телеканала. Со многими сотрудниками просто не перезаключили истекшие в конце декабря трудовые договоры.
«По итогам года мы сократили порядка 20% сотрудников, однако подобные сокращения у нас проводятся каждый год. Они позволяют оптимизировать рабочий процесс и добиться повышения эффективности», — рассказал «Газете.Ru» главный редактор телеканала LifeNews Анатолий Сулейманов.
Он отрицает связь сокращений с экономическим кризисом и ухудшением финансового положения медиахолдинга. «Конечно, у нас есть некие экономические сложности, однако они не стали основной причиной сокращений. В прошлом году мы также урезали штат на 15%, хотя никакого кризиса не было и в помине», — подытожил Сулейманов.
Пострадал от кризиса и ИД Burda (журналы Burda, «ТВ7», «Мой прекрасный сад», «Разгадай!», «Отдохни!», Playboy, «Автомир»). В конце прошлого года сокращения затронули российскую версию журнала Playboy, однако в наступившем году подобная судьба может ожидать и другие издания. В самом издательском доме комментировать ситуацию отказались.
Сокращение зарплат и соцпакета возможно в ИД «Комсомольская правда», куда входят издания «КП», «Советский спорт» и «Экспресс-газета».
«Мы с 2009 года проводим постоянную оптимизацию работы персонала, так что масштабные увольнения сотрудников вряд ли возможны», — заявил «Газете.Ru» гендиректор ИД и главный редактор «КП» Владимир Сунгоркин. Однако он подчеркнул, что в случае развития кризиса в ИД возможны урезание зарплат и сокращение соцпакетов сотрудников.
Негативные последствия кризиса испытывают на себе и крупные медиахолдинги.
По информации источника «Газеты.Ru», сокращения персонала планируются во входящей в «Газпром-медиа» радиостанции «Эхо Москвы», а также других активах холдинга. Новый гендиректор «Эха» Михаил Демин еще в конце 2014 года говорил о возможном урезании зарплатного фонда, а главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов рассказал о сокращении его зарплаты и зарплат его заместителей на 20%. Кроме того, по словам Венедиктова, зарплатный фонд в холдинге в среднем сократился на 10%. Однако руководство каждого из активов «Газпром-медиа» самостоятельно выбирает объем сокращений персонала и зарплатного фонда. Официальные представители медиахолдинга отказались от комментариев по теме.
От ухудшения экономической ситуации пострадал целый ряд крупных издательских домов, выпускающих деловые и глянцевые издания.
По информации одного из источников в холдинге Hearst Shkulev Media, ряд изданий с декабря уже дважды пережили урезание бюджетов. В частности, сокращение финансирования коснулось журналов ELLE, ELLE girl и MAXIM. Кроме того, из нескольких журналов были уволены ассистенты, а части сотрудников незначительно сократили зарплату.
Данную информацию «Газете.Ru» частично подтвердил и президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. «Мы являемся частью рынка и вынуждены идти по пути оптимизации расходов, в том числе и с помощью сокращения персонала. Однако мы подходим к этому очень осторожно», — заявил он.
Еще один источник сообщил «Газете.Ru», что массовым сокращениям подверглись сотрудники издательства Condе Nast, выпускающего журналы Vogue, GQ и Glamour. По его информации, своих мест в первую очередь лишились ассистенты фотографов и фэшн-дизайнеров, а также сотрудники, работающие на фрилансе. Официальные представители Condе Nast отказались прокомментировать «Газете.Ru» данную информацию. Лучше положение зарубежных информагентств — Bloomberg, Reuters и «Би-би-си», на сайте последнего пока даже имеются вакансии. Кроме того, зарплата сотрудников привязана к курсу валют.
Впрочем, есть и те, кто пока не готов сокращать штат. Так, источник в РБК сообщил «Газете.Ru», что не планируется сокращений во всех подразделениях медиагруппы, включая телеканал. Кризис не приведет к сокращению штата и зарплат в информационном агентстве «Интерфакс».
Пока не будет масштабных сокращений и в Rambler&Co. «Изменения в компании связаны с закрытием некоторых проектов, таких как печатные версии «Афиша-Мир» и «Афиша-Еда». Говорить же о результатах кадровой оптимизации следует лишь в конце 2015 года. На сегодняшний день у нас в открытом доступе около 25 вакансий», — рассказала «Газете.Ru» PR-директор Rambler&Co София Иванова.
Проводить сокращения пока не планируется в ИД «Коммерсантъ», подтвердил президент издательского дома Владимир Желонкин. «Мы постоянно заняты реорганизацией нашего бизнеса, однако пока не планируем никаких мер по сокращению сотрудников или урезанию их зарплат», — уверил он «Газету.Ru». Примерно то же говорит «СТС Медиа». «На протяжении последних лет холдинг планомерно занимается повышением эффективности, что позволяет нам не проводить сокращений в настоящий момент. Кадровые изменения, проходящие в «СТС Медиа» сейчас, связаны с централизацией функций в холдинге, начатой полтора года назад», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе медиахолдинга.
Государство сократит печать
Финансовые проблемы докатились и до ряда правительственных печатных СМИ. Еще в конце прошлого года сокращение штата на 10% провела «Российская газета», а «Вечерняя Москва» вынуждена была уволить 12% коллектива.
В начале 2015 года сокращения затронули и государственные информагентства. В середине января появилась информация, что искать новое место работы придется 10% сотрудников информационного агентства России ТАСС.
Позднее стало известно, что ТАСС в течение ближайших двух месяцев и вовсе сократит четверть своих сотрудников, а оставшимся урежет зарплату на 20%.
Здесь влияние кризиса признают. «Помимо повышения внутренней производительности основными причинами сокращений стали финансовое положение информагентства и общее ухудшение экономической обстановки в стране», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ТАСС.
У российского новостного телеканала Russia Today и МИА «Россия сегодня» уменьшается бюджет. Об этом «Газете.Ru» в середине января сообщила главный редактор канала Маргарита Симоньян. «До нас только что довели из правительства информацию о снижении бюджета МИА и RT на 10%», — отметила она. Директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина рассказала, что из-за кризиса финансирование RT и «России сегодня» в валютном выражении снизилось более чем в два раза.
По ее словам, в 2014 году бюджет RT составил около $445 млн при курсе 30,5 руб. за доллар, а в 2015-м — лишь $236 млн при курсе 65 руб. за единицу американской валюты. Бюджет МИА «Россия сегодня» в 2014 году составлял $250 млн, а в 2015-м снизится до $99,7 млн.
Симоньян рассказала «Газете.Ru» о планируемых масштабных сокращениях. «В RT и «России сегодня» планируются масштабные сокращения. Помимо этого, кардинально пересмотрены планы развития на этот год и отменены все новые проекты», — посетовала она. По информации «Газеты.Ru», сокращения не затронут РИА «Новости».
А вот с крупными каналами ситуация лучше. Сокращений персонала и урезания зарплат постараются избежать в ВГТРК.
«Для нас сокращение сотрудников всегда было самой крайней мерой, мы всеми силами постараемся сохранить нашу команду в полном составе», — рассказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников.
По его словам, руководство медиахолдинга также сделает все возможное для сохранения текущего уровня зарплат сотрудников.
Дальше веселее
«На сегодня ситуация с сокращениями в СМИ не настолько критична. Конечно, мы наблюдаем сокращение количества вакансий при одновременном росте числа соискателей. В результате сокращается и средний уровень заработной платы работников», — рассказал «Газете.Ru» директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.
Эксперт отмечает, что основной риск для СМИ заключается в зависимости от рекламных доходов, которые в кризисные времена неуклонно снижаются. В результате издания и медиахолдинги отчаянно ищут пути сокращения расходов, в том числе и за счет массового сокращения персонала и урезания зарплат. С этим согласен и главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. «Большинство СМИ последние несколько лет живут не только на доходы от рекламы, но и на государственные дотации и различные инвестиционные проекты. Тем не менее реклама занимает важное место в структуре доходов целого ряда СМИ, и на сегодня падение доходов в этой сфере составляет 45–50% для глянца и 25–35% для периодических новостных СМИ», — считает он.
Интернет-СМИ и телевидение, по мнению Гусева, уже потеряли примерно 30% доходов от рекламы, и в дальнейшем падение лишь продолжится, поскольку рыночные условия и законодательство никак не способствуют нормализации ситуации.
Ранее первый вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Коптев рассказал ТАСС, что в первом полугодии 2015 года объем российского рекламного рынка в печатной прессе может сократиться на 30%, до 12 млрд руб. Он также отметил, что по итогам 2014 года объем рекламы в газетах и журналах составил 17,2 млрд руб. Эксперт объяснил свой мрачный прогноз непростой экономической ситуацией в стране, которая приводит к уменьшению расходов на рекламу.