Пенсионный советник

У страховщиков проблемы с каско

Зарубежным страховщикам больше не интересен российский рынок

Ольга Адамчук 03.04.2014, 21:48
ИТАР-ТАСС

Зарубежные инвестиции покидают российский страховой рынок, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства, оказавшемся в распоряжении «Газеты.Ru». Страховщики теряют на каско, выплаты растут быстрее сборов. Для привлечения зарубежного капитала рынку нужно более жесткое регулирование.

Российский страховой рынок больше не привлекает иностранных инвесторов. Присутствие международных страховых групп в РФ сокращается, потому что у их владельцев нет понимания того, каким образом на отечественном рынке можно развивать классические (не накопительные) виды страхования. Такие выводы содержатся в отчете Национального рейтингового агентства (НРА). В исследовании приводятся данные Центробанка, в соответствии с которыми участие иностранных компаний в уставном капитале страховщиков за последний год снизилось почти на 10% — с 17,4% на 1 января 2013 года до 15,88% на начало этого года. «Никаких анонсов об уходе иностранных страховщиков с нашего рынка в прошлом году не было. Видимо, иностранные инвесторы просто не увеличили свою долю, когда наши увеличивали свою», — говорит глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Несмотря на то что Центробанк под руководством Эльвиры Набиуллиной в 2013 году несильно вмешивался в дела страхового рынка и практически не отбирал лицензии (если в 2012 году лицензии были отозваны у 103 компаний, то в 2013 году – только у 38), страховой рынок столкнулся с не меньшими проблемами, чем банковский. В прошлом году страховщикам стало значительно сложнее привлекать новых клиентов: в 2012 году прирост собранных премий страховщиков составил 22%, в 2013 году — всего 11%.

При этом компенсации по проданным полисам страховщики платили и чаще, и больше. По данным НРА, объем выплат за год вырос на 12,9%, впервые обогнав сборы.

«Тенденция превышения темпа роста премий над темпом роста выплат, существовавшая в течение трех предыдущих лет, в 2013 году сменилась на противоположную и, скорее всего, сохранится и в следующем году», — прогнозируют аналитики агентства.

В основном страховщикам приходится увеличивать компенсации в сегменте автострахования. Если на начало 2013 года страховщики терпели высокую убыточность в обязательном автостраховании (ОСАГО), где государство сдерживает рост тарифов, то теперь и каско становится сегментом, проблемным для страховщика, говорится в отчете НРА. Размер средней выплаты каско превысил 50 тыс. рублей, при том что средняя стоимость страховки составила 43 тыс. рублей. Коэффициент выплат по каско вырос до 73,58% (в 2011–2012 годах — 64%) – в основном в связи с правоприменительной практикой (решениями пленума Верховного суда), которая облегчила клиентам получение выплат и ускорила этот процесс.

Страховщики отвечают повышением тарифов каско, но убыточность растет быстрее.

«Практически все недавно покинувшие рынок иностранные инвесторы имели в портфеле не менее 60% моторного страхования, которое сейчас как раз испытывает сложности», — говорит руководитель блока розничных продаж компании МСК Сергей Ефремов. Таким образом, автострахование становится все менее желанным для страховщиков, несмотря на то что для большинства крупнейших компаний (топ-20) составляет основу бизнеса. «В 2014 году следует ожидать изменений в составе автостраховщиков, занимаемых ими долей рынка, сохранения тенденции роста тарифов», — отмечается в обзоре НРА. Наращивание премий «без четкого понимания судьбы договора» приводит к генерированию убытков. Опрошенные страховщики говорят, что в автостраховании по-прежнему предпочтительны договоры на страхование корпоративного транспорта.

В сокращении иностранных инвестиций виноваты не только суды и тарифы, но и недостаточное регулирование. «С момента работы российского рынка нет ни одной удачной страховой компании, которая добилась бы успеха на российском рынке, — констатирует Ефремов. – Во многом это происходит из-за того, что наш рынок еще развивается и активного регулирования на нем нет». По его словам, сейчас Центробанк заставил страховщиков по-новому взглянуть на закон «Об ОСАГО» и на закон «О защите прав потребителей», при этом перестраиваться приходится на ходу.

Как ожидают аналитики НРА, Центробанк будет помогать и страхователям, и страховщикам. «В отличие от прежней модели регулирования, интересы ЦБ одновременно с надзором будут распространяться на развитие рынка страхования и защиту прав страхователей», — говорится в отчете. У рынка разработана стратегия, которая была согласована с регулятором. В 2014 году страховщиков ждет усиление надзора, определение системно значимых страховщиков и введение института кураторства. При этом новым компаниям, которые желают войти на рынок, придется соответствовать ужесточенным требованиям по капиталу, репутации собственников и руководителей. Претендентов пока не видно.

По мнению экспертов, в этом году тенденция к уходу иностранных денег из российского страхового бизнеса продолжится. В феврале швейцарский гигант Zurich Insurance Group заявил о продаже своей российской «дочки» из-за убытков в розничном бизнесе. Однако в страховом бизнесе есть еще сегменты, которыми можно заинтересовать иностранный капитал. В частности, как уверяет НРА, наибольший интерес для иностранцев предоставляет сегмент страхования жизни. «Инвесторы всегда идут туда, где есть перспективы. И на сегодняшний день рынок страхования жизни еще не освоен в России», — подчеркивает Генеральный директор компании «СОГАЗ жизнь» Ирина Якушева. Но пока в основном он растет за счет банковского канала, когда клиенты получают страховку вместе с кредитом.

Руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец считает, что российский страховой рынок выглядит лучше экономики. «Страхование демонстрирует положительный рост – развивается быстрее экономики в целом. Есть кризисные тенденции на рынке ОСАГО, но это 13–14% от общих объемов, а если откинуть ОСАГО, то весь остальной российский рынок совершенно здоров», — говорит он.

В текущем году страховому сектору предстоит перейти от модели экстенсивного к модели интенсивного роста. По мнению опрошенных экспертов, сегодня купить страховщика в России можно очень дешево: в разы дешевле, чем в кризисном 2008 году (тогда была закрыта сделка по покупке СК «Наста» брендом Zurich за $465 млн). И иностранцам нужно лишь дождаться, пока успокоится политическая ситуация вокруг России.