Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Нефть встала порожняком

Железнодорожный коллапс на Дальнем Востоке грозит срывом программы экспорта нефти

Алина Черноиванова, Алексей Топалов 02.08.2012, 19:16
ИТАР-ТАСС

На Дальнем Востоке — железнодорожный коллапс: там скопилось более 5 тыс. пустых нефтяных цистерн. В дальневосточном филиале РЖД угрожают ограничить погрузку в адрес «Транснефти». Трубопроводный оператор винит в возможном срыве экспортной программы России монополизм РЖД.

«Транснефть» планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на «Российские железные дороги». Причина — проблемы при отгрузке нефти у порта Козьмино в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Кроме того, «Транснефть» заявила о готовности обратиться в транспортную прокуратуру, если отгрузка не возобновится в прежнем режиме.

Нефтеналивной порт Козьмино расположен в конечной точке трубы ВСТО в Приморском крае. На первом этапе реализации проекта ВСТО терминал принимает нефть по железной дороге.

За 7 месяцев 2012 года к порту было поставлено 8,952 млн т нефти при объеме экспорта из России в целом за полгода на уровне 120,4 млн т.

Из-за ограничений по числу вагонов, которые ввели РЖД на разъезде Хмыловский Дальневосточной железной дороги, оказалась под угрозой погрузка нефти в Козьмино, утверждают в «Транснефти». Это, как было сказано в трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров и выполнение экспортной программы.

Проблемы «Транснефти» на Дальневосточной дороге начались в мае. Ространснадзор тогда отменил договор между РЖД и «Транснефтью» о перевозке на особых условиях до 15 мая темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Из-за этого «Транснефть» начала отставать от графика погрузки нефти в Козьмино.

В мае же РЖД ограничили использование вагонов украинского завода «Азовмаш» из-за аварий, вызванных браком при производстве: у вагонов ломались боковые рамы тележек. В «Транснефть-Логистика» («дочка» «Транснефти») в авральном режиме начали заменять вагоны «Азовмаша» на вагоны других производителей (речь шла о выводе более тысячи вагонов).

«После майского коллапса РЖД мы, чтобы не отставать от графика, были вынуждены увеличить число используемых составов на 25–30%, ежесуточно было задействовано примерно 40 составов», — говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.

Но арендованные у частных операторов вагоны «Азовмаша» отправлять владельцам не удавалось, они начали скапливаться на полигонах Дальневосточной и Забайкальской дорог.

В итоге 25 июля РЖД ввели лимиты на оформление порожних вагонов на станции Грузовая. Тем не менее, по данным Дальневосточной дороги на 1 августа, на Грузовой скопилось 800 порожних цистерн, ожидающих оформления перевозочных документов. «Работа станции парализована», — сообщили в компании.

В РЖД говорят, что лишний подвижной состав занимает станционные пути на всем Восточном полигоне Транссиба, и это крайне негативно сказывается на продвижении поездов.

«Парализован прием нефтяных составов, движение 16 груженых составов остановлено», — уточнили 2 августа в «Транснефти».

«Причина – сверхнормативное наличие порожнего состава под погрузку назначением на станцию Сковородино Забайкальской железной дороги, — объяснили в РЖД. — Это более 4,35 тыс. порожних вагонов-цистерн (норматив – 3–3,5 тыс. вагонов)».

«Причем 1,9 тыс. вагонов брошены на инфраструктуре Забайкальской дороги из-за невостребованности под погрузку», — заявили в филиале РЖД.

Решением проблемы могло бы стать оформление вагонов в адреса других станций или на отстой на инфраструктуре дорог, предложила монополия, но руководство «Востокнефтетранса» (совместное предприятие «Транснефти» и «Уралвагонзавода» представляет вагоны для перевозки нефти в рамках ВСТО и управляет станцией «Грузовая») мер по оформлению вагонов в другие адреса не принимает, сетуют в РЖД.

«Насколько мы понимаем, сейчас у РЖД не хватает локомотивных бригад для обеспечения транспортировки, — парировал представитель «Транснефти». — В связи с чем РЖД требует от нас сократить количество используемых составов до уровня марта-апреля». В компании согласны на сокращение, но постепенное: в августе сократить число вагонов на 500 штук, в сентябре – на 700. «Но РЖД требует немедленного сокращения, и сейчас они просто перестали оформлять наши составы, — добавляет Демин. – РЖД говорит о некоем лимите, который мы исчерпали, но законодательством лимит не предусмотрен».

В «Транснефти» считают, что компания РЖД злоупотребляет положением монополиста и ставит под угрозу загрузку танкеров в Козьмино. «Мы направили письмо Владимиру Якунину (президент РЖД. — «Газета.Ru») и ожидаем его вмешательства, но пока никаких мер не принято», — говорит Демин.

Ранее главы Дальневосточной железной дороги направили письма с предложением по стабилизации ситуации на дороге вице-президенту «Транснефти», гендиректору «Транснефть-Логистики» и руководству «Востокнефтетранса», но тоже сетуют, что ничего не изменилось. В филиале РЖД в ночь на 2 августа сообщили, что подготовили обращение в центральный офис об ограничении погрузки нефти назначением на станцию Хмыловский в адрес грузополучателя «Транснефть-Логистика».

Источник, близкий к трубопроводной монополии, не исключил урегулирования ситуации к вечеру 2 августа.