Пенсионный советник

Нефть встала порожняком

Железнодорожный коллапс на Дальнем Востоке грозит срывом программы экспорта нефти

Алина Черноиванова, Алексей Топалов 02.08.2012, 19:16
ИТАР-ТАСС

На Дальнем Востоке — железнодорожный коллапс: там скопилось более 5 тыс. пустых нефтяных цистерн. В дальневосточном филиале РЖД угрожают ограничить погрузку в адрес «Транснефти». Трубопроводный оператор винит в возможном срыве экспортной программы России монополизм РЖД.

«Транснефть» планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на «Российские железные дороги». Причина — проблемы при отгрузке нефти у порта Козьмино в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Кроме того, «Транснефть» заявила о готовности обратиться в транспортную прокуратуру, если отгрузка не возобновится в прежнем режиме.

Нефтеналивной порт Козьмино расположен в конечной точке трубы ВСТО в Приморском крае. На первом этапе реализации проекта ВСТО терминал принимает нефть по железной дороге.

За 7 месяцев 2012 года к порту было поставлено 8,952 млн т нефти при объеме экспорта из России в целом за полгода на уровне 120,4 млн т.

Из-за ограничений по числу вагонов, которые ввели РЖД на разъезде Хмыловский Дальневосточной железной дороги, оказалась под угрозой погрузка нефти в Козьмино, утверждают в «Транснефти». Это, как было сказано в трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров и выполнение экспортной программы.

Проблемы «Транснефти» на Дальневосточной дороге начались в мае. Ространснадзор тогда отменил договор между РЖД и «Транснефтью» о перевозке на особых условиях до 15 мая темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Из-за этого «Транснефть» начала отставать от графика погрузки нефти в Козьмино.

В мае же РЖД ограничили использование вагонов украинского завода «Азовмаш» из-за аварий, вызванных браком при производстве: у вагонов ломались боковые рамы тележек. В «Транснефть-Логистика» («дочка» «Транснефти») в авральном режиме начали заменять вагоны «Азовмаша» на вагоны других производителей (речь шла о выводе более тысячи вагонов).

«После майского коллапса РЖД мы, чтобы не отставать от графика, были вынуждены увеличить число используемых составов на 25–30%, ежесуточно было задействовано примерно 40 составов», — говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.

Но арендованные у частных операторов вагоны «Азовмаша» отправлять владельцам не удавалось, они начали скапливаться на полигонах Дальневосточной и Забайкальской дорог.

В итоге 25 июля РЖД ввели лимиты на оформление порожних вагонов на станции Грузовая. Тем не менее, по данным Дальневосточной дороги на 1 августа, на Грузовой скопилось 800 порожних цистерн, ожидающих оформления перевозочных документов. «Работа станции парализована», — сообщили в компании.

В РЖД говорят, что лишний подвижной состав занимает станционные пути на всем Восточном полигоне Транссиба, и это крайне негативно сказывается на продвижении поездов.

«Парализован прием нефтяных составов, движение 16 груженых составов остановлено», — уточнили 2 августа в «Транснефти».

«Причина – сверхнормативное наличие порожнего состава под погрузку назначением на станцию Сковородино Забайкальской железной дороги, — объяснили в РЖД. — Это более 4,35 тыс. порожних вагонов-цистерн (норматив – 3–3,5 тыс. вагонов)».

«Причем 1,9 тыс. вагонов брошены на инфраструктуре Забайкальской дороги из-за невостребованности под погрузку», — заявили в филиале РЖД.

Решением проблемы могло бы стать оформление вагонов в адреса других станций или на отстой на инфраструктуре дорог, предложила монополия, но руководство «Востокнефтетранса» (совместное предприятие «Транснефти» и «Уралвагонзавода» представляет вагоны для перевозки нефти в рамках ВСТО и управляет станцией «Грузовая») мер по оформлению вагонов в другие адреса не принимает, сетуют в РЖД.

«Насколько мы понимаем, сейчас у РЖД не хватает локомотивных бригад для обеспечения транспортировки, — парировал представитель «Транснефти». — В связи с чем РЖД требует от нас сократить количество используемых составов до уровня марта-апреля». В компании согласны на сокращение, но постепенное: в августе сократить число вагонов на 500 штук, в сентябре – на 700. «Но РЖД требует немедленного сокращения, и сейчас они просто перестали оформлять наши составы, — добавляет Демин. – РЖД говорит о некоем лимите, который мы исчерпали, но законодательством лимит не предусмотрен».

В «Транснефти» считают, что компания РЖД злоупотребляет положением монополиста и ставит под угрозу загрузку танкеров в Козьмино. «Мы направили письмо Владимиру Якунину (президент РЖД. — «Газета.Ru») и ожидаем его вмешательства, но пока никаких мер не принято», — говорит Демин.

Ранее главы Дальневосточной железной дороги направили письма с предложением по стабилизации ситуации на дороге вице-президенту «Транснефти», гендиректору «Транснефть-Логистики» и руководству «Востокнефтетранса», но тоже сетуют, что ничего не изменилось. В филиале РЖД в ночь на 2 августа сообщили, что подготовили обращение в центральный офис об ограничении погрузки нефти назначением на станцию Хмыловский в адрес грузополучателя «Транснефть-Логистика».

Источник, близкий к трубопроводной монополии, не исключил урегулирования ситуации к вечеру 2 августа.