Пенсионный советник

Минск спасет «Ростсельмаш»

Белоруссия планирует создать холдинги с крупнейшими машиностроителями России

Денис Лавникевич (Минск) 23.06.2012, 16:46
Владимира Семашко предложил создать альянс «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша» ИТАР-ТАСС
Владимира Семашко предложил создать альянс «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша»

Белоруссия собирается создать несколько совместных холдингов с Россией в машиностроительной отрасли. Главной неожиданностью стало предложение включить российский «Ростсельмаш» в состав белорусского «Гомсельмаша». Также в рамках Единого экономического пространства могут быть объединены активы ГАЗа и МЗКТ, МАЗа и КамАЗа. Помимо этого предполагается создание российско-белорусских СП в военно-промышленном комплексе и создание на территории России предприятий по сбору белорусской техники.

В пятницу в Минске первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, выступая в парламенте, заявил, что Белоруссия считает необходимым создание альянсов с Россией в области промышленных активов. И эта работа сейчас активно ведется.

Неожиданным стало предложение Владимира Семашко создать альянс «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», причем речь идет о переходе российского производителя сельхозмашин под контроль более успешного белорусского предприятия. Правда, не за деньги. «Деньгами не пахнет: идет речь о холдинговой компании, передаче ей пакета акций», – сказал первый вице-премьер.

По словам Семашко, предложение о создании альянса двух сельхозпроизводителей исходит от Белоруссии. Задача объединения двух компаний – помочь белорусской и российской сторонам избежать ненужной конкуренции и вести согласованную политику. ««Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» производят однотипную продукцию, близкую по характеристикам», – сказал он. Комментируя проблемы у «Ростсельмаша» и остановку конвейера (предприятие было остановлено в средине мая), Семашко заявил, что объединение выгодно для Белоруссии. «То, что «Ростсельмаш» стоит, плохо для него: это повлияет на рыночную оценку, – сказал чиновник. – Центр компетенции мы предлагаем сделать в Белоруссии, так как «Гомсельмаш» находится впереди».

Действительно, «Гомсельмаш» – крупнейшее в СНГ предприятие по производству сельскохозяйственной техники. «Гомсельмаш» выпускает не отдельные машины, а модельные ряды агрегатов различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все процессы — от обработки почвы и посева до уборки урожая. Основные заводы компании «Гомсельмаша» расположены в Гомеле – административном центре юго-востока Белоруссии, втором по численности населения и экономическому значению городе страны. В Брянске и в Татарстане работают совместные белорусско-российские предприятия, производящие в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. Кроме основной продукции ПО «Гомсельмаш» производит запасные части ко всем выпускаемым машинам и осуществляет их ремонт.

С точки зрения белорусского правительства, «Гомсельмашу» и «Ростсельмашу» сегодня нет необходимости конкурировать на рынке. Тем более что оба предприятия производят одну продукцию, в частности зерноуборочные комбайны.

Первый вице-премьер Белоруссии добавил, что «в общих условиях работы необходимо думать о таких предприятиях, как «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш», МЗКТ и ГАЗ, КамАЗ и МАЗ. Есть предложения по участию в акционерном капитале Гомельского химзавода и «ГродноАзот», на которых планируется строительство нового азотного комплекса стоимостью более $1 млрд».

Кроме холдингов с участием российских активов Белоруссия планирует до конца 2012 года создать за рубежом 14 сборочных производств. По словам Семашко, восемь из них будут в России. Остальные расположатся на Украине, в Молдавии, Сербии и Таджикистане.

В Белоруссии же в этом году планируется создать 16 промышленных холдингов, четыре из них уже созданы. «В настоящее время в государственном реестре числится 45 холдингов, из них 20 с государственным участием», – сказал первый вице-премьер.

«Это нормальная стратегия развития для страны, которая после распада СССР осталась с явно избыточным для нее промышленным потенциалом, – считает белорусский финансовый аналитик Антон Платов. – У страны есть технологии, квалифицированные кадры, налаженные технологические цепочки, действующие предприятия. И хотя они значительно устарели, себестоимость производства низкая, во многом из-за мизерных зарплат и сверхдешевых российских энергоносителей. А вот денег остро не хватает: мало кто в мире готов инвестировать в социализм по образцу Лукашенко, да и он не любит делиться собственностью с инвесторами». Так что создание промышленных альянсов – это , по словам Платова, для белорусского руководства одна из возможностей привлечь капиталы и освежить технологии. «Не отдавая контроль над активами», — подчеркивает эксперт.

Также Владимир Семашко заявил о достижении договоренности с Россией по принципам создания холдинга «Росбелавто» – давнишнего проекта объединения производителей тяжелых грузовиков.

«Российское государство в лице «Ростехнологий» владеет 49,9% акций КамАЗа. Белоруссия – 100% акциями МАЗа. Чтобы была паритетность управления холдингом «Росбелавто», расчеты показывают, что если КамАЗ внесет 49% принадлежащих государству акций, то МАЗу нужно вносить 75%, исходя из произведенной оценки», – заявил Семашко. По его словам, белорусские власти хотят сохранить влияние — оставить 25% плюс 1 акцию за правительством, а 75% минус 1 акцию отдать холдингу. Тогда, по мнению министра, будет паритетность и «никто не будет ущемлен; мы сделали предложение российской стороне и получили согласие».

Семашко сказал, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, произведенной компанией Ernst&Young, стоимость КамАЗа составляет $1,6 млрд, МАЗа – $1,1 млрд. По словам первого вице-премьера, после обсуждения данной оценки участники проекта с ней согласились. Штаб-квартира холдинга будет размещаться в Москве.

О том, что Россия и Белоруссия достигли согласия по принципам формирования холдинга МАЗ – КамАЗ, первой сообщила пресс-служба президента Белоруссии 21 июня.

Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил, что минимальный оборот холдинга с МАЗом может составить до семи миллиардов евро.

Российская госкорпорация «Ростехнологии» предложила правительству Белоруссии объединить КамАЗ и Минский автомобильный завод (МАЗ) в феврале 2011-го. Тогда россияне хотели обменять часть акций КамАЗа на 100% МАЗа. Но белорусские власти предлагали создать холдинг, в который будут переданы по 49% акций КамАЗа и МАЗа. Сегодня «Ростехнологиям» принадлежит 49,9% акций КамАЗа. Еще 27,3% ценных бумаг производителя контролирует инвесткомпания «Тройка Диалог», 11% – немецкий концерн Daimler.

Также в пятницу председатель Госкомвоенпрома Белоруссии Сергей Гурулев заявил о планах создания белорусско-российских предприятий в военной промышленности. «Мы прекрасно понимаем, что специфика нашего производства, разработок такова, что большинство их завязано на российский рынок. Экономические условия, нормативно-правовая база позволяют. Мы ведем переговоры со многими российскими корпорациями», – заявил Гурулев.

В списке белорусских предприятий, которые могут участвовать в объединениях, по словам Гурулова, есть МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) и 558-й авиаремонтный завод. Говоря о механизмах объединения потенциалов военно-промышленных комплексов Белоруссии и России и перспективах обмена акциями предприятий, Гурулев сказал: «Это формы работы самих хозяйствующих субъектов, Госкомвоенпром вырабатывает стратегию. И это объединение нам интересно».