В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий порог доминирования компаний в сфере пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах. Проект, инициатором которого выступил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко, предполагает внесение поправок в законы о конкуренции и о естественных монополиях.
Документ предусматривает порог доминирования для авиаперевозчиков на внутренних рейсах на уровне 25% рынка в географических границах России. Тарифы доминирующих на рынке компаний будет регулировать государство, следует из текста законопроекта.
Полномочиями по ограничению авиационных тарифов депутаты предлагают наделить Федеральную антимонопольную службу. Согласно проекту закона, ведомство получает право на установку и утверждение методик, устанавливающих тарифы на услуги авиакомпаний по организации авиаперевозок на внутренних рейсах. Предполагается, что ФАС также будет вносить предложения о выдаче «сезонных» лицензий небольшим авиакомпаниям, в том числе иностранным, для авиаперевозок по направлениям повышенного спроса.
«Документ направлен на прекращение нерегулируемого роста цен на авиабилеты. Он будет способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок и развитию авиарынка в целом, а значит, улучшению качества услуг и условий перевозок для пассажиров», — уверен Голушко. По мнению депутата, «перевозчик зачастую, пользуясь монопольным положением на рынке, необоснованно взвинчивает цены на авиабилеты, особенно в сезон каникул и отпусков».
В ФАС инициативу не стали комментировать: «пока это только законопроект». Росавиация также не смогла прокомментировать законопроект. «Мы исполнительный орган», — заявили в ведомстве.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев в интервью «Газете.Ru» говорил о необходимости демонополизации отрасли не в масштабах страны, а на конкретных маршрутах.
«Прийти на маршрут непросто. Если на каком-то маршруте уже летают две авиакомпании, то третьей нужно обеспечить место базирования в аэропорту и заправку. Очень часто ФАС видела прямую связь одной из авиакомпаний с аэропортом. Аэропорт принадлежал тем же лицам, что и одна из авиакомпаний. И они просто эту третью компанию не пускали на свой рынок. Сейчас это все запрещено нашими актами или решениями судов. Теперь аэропорты оказываются заинтересованы в получении большего числа авиакомпаний. Но административные барьеры, которые созданы, остаются очень высокими», — сетовал чиновник.
Оценка доминирования в масштабах страны предполагает госконтроль за тарифами только одной авиакомпании — «Аэрофлота».
Аналитик «Открытия» Александр Чуриков подсчитал, что по итогам первых 2 месяцев 2011 года пассажирооборот «Трансаэро» составил 22% от общего числа перевезенных пассажиров, S7 — 7%, а «Аэрофлота» — 28%. «По всей группе компаний будет больше», — заметил Чуриков.
Авиакомпания S7 отказалась комментировать инициативу Госдумы. В «Трансаэро» не смогли предоставить оперативную информацию.
Источник в «Аэрофлоте» уверен, что в случае принятия закон негативно отразится на конкурентоспособности российских перевозчиков. «Отказ от создания глобальной национальной авиакомпании повлечет за собой невозможность конкурировать на международном рынке», — убеждает источник.
В «Аэрофлот» передаются авиационные активы госкорпорации «Ростехнологии». Это «Владивосток Авиа», «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК «Россия», ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФГУП «Кавминводыавиа».
«Консолидация компаний в рамках «Аэрофлота» приведет к увеличению его доли на внутреннем рынке. Но без крупного национального перевозчика Россия не сможет претендовать на международную конкурентоспособность», — замечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Представитель low-cost-перевозчика Sky Express Виталий Коренюгин рад внесению законопроекта и называет его «первым шагом к созданию конкурентной среды на российском рынке авиаперевозок».
«Порог доминирования на уровне 25% — оптимальный вариант, лоукостеры поддерживают это решение. Это положительно скажется и на тарифной политике, цены на билеты будут более выгодны», — заключает Коренюгин.
Борис Рыбак из Infomost поддерживает «движение к демонополизации отрасли». «Но непонятен мотив регулирования тарифов. В условиях либерализации рынка установление тарифов невозможно и не нужно. Либеральный рынок устанавливает минимальные цены. А регулирование тарифов ведет к их повышению», — недоумевает эксперт.
«Основной акцент ставится не на регулировку тарифов ФАС, а на введение временных лицензий и специальной системы сертификации авиаперевозчиков, — объясняет Анна Горшкова из аппарата профильного комитета Госдумы. — Про тарифы можно будет конкретнее говорить после того, как получим официальный отзыв правительства. Возможно, этот пункт будет пересмотрен после отзыва».