Лебедеву подрезали крылья

Немецкая авиакомпания Blue Wings хочет избавиться от своего крупнейшего акционера ― российского бизнесмена Александра Лебедева

, ,
Вести
Немецкая авиакомпания Blue Wings хочет избавиться от крупнейшего акционера ― российского бизнесмена Александра Лебедева. Немцы утверждают, что Лебедев перестал вкладывать средства в компанию. Лебедев же, напротив, обвиняет главу компании в финансовых махинациях, но продать долю готов ― при условии хорошего предложения. Тем временем немецкие авиавласти уже запретили Blue Wings полеты.

Конфликт между владельцами немецкой авиакомпании Blue Wings набирает обороты. Как написала во вторник немецкая газета Die Münsterländische Volkszeitung, владелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев, которому принадлежат 48% акций компании, получил предложение от главы немецкой Blue Wings Йорна Хельвига о выкупе его доли в компании. Как утверждает немецкое издание, таким образом руководство немецкого перевозчика реагирует на отказ Лебедева инвестировать в компанию. В Blue Wings «Газете.Ru» подтвердили информацию о том, что компания делала предложение Лебедеву о выкупе его доли. По словам представителя Blue Wings Фрэнка Лоренца, сейчас компания считает необходимым установить новые принципы и правила, чтобы спокойно работать и не прерываться на ненужные конфликты: «Blue Wings - это авиакомпания, единственная наша цель - возобновить полеты настолько быстро, насколько это возможно».

Сам Лебедев говорит, что никакого предложения не было. «К тому, что публикует немецкая пресса, я отношусь с большим подозрением», ― сообщил Лебедев «Газете.Ru». Более того, по его словам, Хельвиг ему звонил и подтвердил по телефону, что все это придумали немецкие СМИ. Тем не менее продать свою долю Blue Wings Лебедев готов: «Если будет хорошее предложение. Это же бизнес».

История взаимоотношений акционера ведущей авиакомпании России ― «Аэрофлота» ― Лебедева и Blue Wings началась в 2005 году. Бизнесмен стал подумывать о расширении авиационного сегмента своего бизнеса. Он начал формировать международную сеть авиакомпаний-дискаунтеров «Национальные крылья» (National Wings). В 2006 году через швейцарскую лизинговую Alpstream (принадлежит Лебедеву) он приобрел 48% акций Blue Wings. Этот чартерный перевозчик, основанный в 2002 году юристом Йорном Хельвигом, летал из Дюссельдорфа в Москву, Санкт-Петербург и ряд турецких городов. Сам Хельвиг стал партнером Лебедева с пакетом в 26% акций и руководителем немецкого подразделения проекта. Параллельно Лебедев продолжил работу над созданием второго «крыла» в России ― авиакомпанией Red Wings на основе приобретенной им «Авиалинии 400».

В Blue Wings, как уверяет Лебедев, было инвестировано 115 млн евро. На условиях лизинга в нее были переданы самолеты из Alpstream. Судя по финансовым и производственным данным за 2008 год, Blue Wings работала неплохо. Компания завершила год пятой по объему перевозок в Германии с пассажиропотоком в 1,1 млн человек и выручкой в 147 млн евро. Но

уже в 2009 году у перевозчика возникли серьезные проблемы. В марте 2009 года он впервые прекратил полеты. Лебедев попробовал выйти из проекта, предложив передать Blue Wings «Аэрофлоту» за 1 евро, однако тот отказался.

Проблему с деньгами в конце концов решили, и в апреле прошлого года Blue Wings вернулась в бизнес, но показатели Blue Wings за 2009 год оказались скромными. На днях Blue Wings запретили летать повторно: компания оказалась должна и своим сотрудникам.

В возникших проблемах Blue Wings гендиректор Йорн Хельвиг обвинил Lufthansa. Якобы она испугалась быстрорастущего конкурента и начала ставить палки в колеса с помощью Федеральной авиационной администрации Германии. Но, как выяснил Лебедев, в бедах Blue Wings виноват сам Йорн Хельвиг. Как утверждает российский бизнесмен, Хельвиг злоупотреблял положением, создал еще одну компанию, которая оказывала услуги Blue Wings по завышенным ценам. Такие действия Лебедев назвал рейдерством.

Хельвиг все нападки отвергает. «Причина конфлитка состоит в том, что наш российский акционер давал несколько раз обещания по инвестициям, но не сдерживал их», — высказывает позицию своего босса представитель Blue Wings Фрэнк Лоренц. В свою очередь,

Лебедев это категорически отрицает: «Не понимаю, как вообще можно меня обвинять. Я грузил деньги в Blue Wings вагонами. В прошлом году субсидировали компанию и в этом субсидируем. По сути, единственное условие ― прозрачность. Только когда была лицензия отобрана, я стал вмешиваться».

«Понять, кто прав, кто виноват, сейчас практически невозможно, ― говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. ― Вердикт могли бы вынести авиавласти Германии после полноценного расследования». В любом случае, по мнению экспертов, проблема с Blue Wings вскрыла недостатки Лебедева как бизнесмена. «Всеми своими бизнесами эффективно управлять он не может: он один, а их много», ― говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. Внутри НРК контроль за бизнесами в реальности отстроен не так уж хорошо, чтобы гарантировать четкую и эффективную работу.

Из всех авиационных активов, которыми владеет Лебедев, существенных проблем нет разве что только у «Аэрофлота». «И у Blue Wings, и у Red Wings, и у лизинговой компании «Ильюшин-Финанс» в той или иной степени затруднения, ― говорит Олег Пантелеев. ― Синергетического эффекта от связки «перевозчики ― лизинговая компания, поставляющая этим самым перевозчикам самолеты», не получилось». По мнению экспертов, Лебедеву стоит задуматься об эффективном переформатировании авиационных активов. Возможно, даже радикальном. Лебедеву надо либо вообще продавать их, либо усилить в них свое влияние.