На фоне подготовки столичных властей к введению платы за эвакуацию автомобилей и передачу этой функции частным компаниям работа самих автомобилей-эвакуаторов в городе подверглась резкой критике со стороны автовладельцев и депутатов Госдумы.
Редакция «Газеты.Ru» находится в самом центре Москвы, и журналисты издания каждый день наблюдают, как работает техника столичных властей.
Перемещая нарушителей парковки, водители эвакуаторов сами грубо нарушают ПДД, ухудшают дорожную обстановку, а также вынуждают других участников движения выезжать на встречную полосу.
На улице Малая Дмитровка, которая идет параллельно Тверской, эвакуаторы перекрывают полосу движения при перемещении только одного автомобиля. Пока идет погрузка, за техникой получается затор из автомобилей. Некоторые водители, как это запечатлено на видео, выезжают через сплошную разделительную на встречную полосу, чтобы объехать препятствие. Все это происходит на глазах у инспектора ГИБДД, который остается безучастным к проблемам автомобилистов.
Пока один эвакуатор грузит на борт машину, еще несколько таких же погрузчиков выстраиваются вдоль улицы, паркуясь вторым рядом или на пешеходном переходе. На замечания прохожих, которые не могут перейти улицу, гаишники, как и водители эвакуаторов, не реагируют. В частности, они указывают на то, что все эвакуаторы оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета, которые, как они считают, дают им право отступать от ряда пунктов ПДД.
Примечательно, что эвакуируются в основном автомобили, которые не создают помех движению или трудностей для пешеходов. Перемещают автомобили зачастую по формальным признакам — например, за стоянку вдоль дороги перед знаком с буквой «P» на синем фоне, обозначающим зону парковки. При этом помех машина явно не создает. В это же время тротуары и соседние переулки забиты автомобилями, но служба эвакуации их оставляет нетронутыми.
С 15 сентября кроме штрафа 3 тыс. рублей за неправильную парковку водителю придется оплатить саму эвакуацию. До сих пор тариф не определен, однако, скорее всего, стоить будет перемещение автомобиля 5 тыс. рублей — эта сумма неоднократно называлась источниками в профильных ведомствах. Хранение авто также будет платным, но расценки тоже чиновники обещают назвать позже, ближе к 15 сентября. Таким образом, за эвакуацию автомобиля водителю придется заплатить не менее 8 тыс. рублей при условии, что он вызволит машину в тот же день, когда ее увезли.
Кроме того, с 15 сентября эвакуировать машины за неправильную парковку начнут частные организации. Если сейчас на дорогах города задействованы менее 80 эвакуаторов, то через неделю к ним присоединятся еще 300 новых. 155 из них городские власти возьмут в аренду, а 145 машин будут закреплены за частными компаниями «Сервис-Интегратор» и «МосГорЛогистик».
Чиновники уже определили и примерный план работы — за пять лет должны быть эвакуированы не менее 383 тыс. машин. Первое время эвакуаторы будут сконцентрированы в центре города, а затем расширят зону действия в сторону окраин. Таким образом, с автомобилистов за это время будет собрано более 30 млрд рублей.
При подготовке материала выяснилось, что с реформой системы эвакуации в Москве началась неразбериха на уровне ведомств столичной мэрии, которые не могут определиться, кто теперь за что отвечает. «Газета.Ru» направила несколько запросов, однако чиновники отказывались комментировать что-либо, утверждая, что это в компетенции других.
В Городской службе перемещения транспортных средств (ГСПТС), которая отвечает за эвакуацию автомобилей еще со времен Юрия Лужкова, отказались напрямую общаться с «Газетой.Ru», предложив обратиться с запросом в департамент ЖКХ и благоустройства города. Однако в департаменте ЖКХ на следующий день после получения запроса заявили, что отвечать на вопросы «Газеты.Ru» не будут, так как теперь эвакуацией машин в Москве занимается не только ГСПТС, но и частные компании. Почему служба эвакуации не может рассказать про свою текущую деятельность, ответить коммунальщики не смогли. Тот факт, что частники начнут работать только с 15 сентября, в департаменте убедительным не посчитали.
Работа частных компаний по эвакуации подконтрольна «Администратору московского парковочного пространства», который входит в состав департамента транспорта Москвы. Однако в обоих ведомствах на запрос «Газеты.Ru» ответить не смогли и предложили обратиться в ГСПТС, которая до этого уже отказалась комментировать работу своих эвакуаторов. В ГИБДД Москвы также воздержались от комментариев о нарушениях со стороны водителей-эвакуаторщиков, предложив снова обратиться в ГСПТС. На момент сдачи материала ни одного комментария от перечисленных ведомств так и не поступило.
О том, что эвакуаторы становятся настоящим бедствием на московских дорогах, говорят как правозащитники, так и депутаты Госдумы.
«Эвакуаторы стали круче мигалок, — заявил «Газете.Ru» координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Могут стоять так, как им заблагорассудится. Нарушают везде, но это в корне неправильно, когда мы регулярно говорим о важности равенства на дорогах. Надо быть абсолютно честными.
Если увозишь людей за неправильную парковку, то соблюдай правила сам. Как сказал Владимир Путин, кто с чем-то борется, сам должен быть кристально чист. А получается, что эвакуаторы паркуются как им вздумается, но чудесным образом их никто не штрафует.
Рядовых водителей же эвакуируют даже за формальные нарушения, где они никому не мешают. Это нечестно и двойные стандарты».
В связи с этим активисты начинают кампанию против эвакуаторов-нарушителей. «Мы будем призывать людей фотографировать нарушения эвакуаторов и массово присылать жалобы в ГИБДД. Пусть их штрафуют, как и остальных», — говорит Шкуматов. По его словам, проблема в Москве не в том, что водители нарушают правила парковки, а в том, что в городе просто нет парковки. С активизацией работы службы эвакуации у чиновников упадет стимул увеличивать количество машиномест.
Автомобилист добавляет, что водители транспортных средств с проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, которыми оборудованы все эвакуаторы, не могут беспрепятственно нарушать правила.
В ПДД прописано, что при выполнении работ по перемещению транспортных средств эвакуаторы могут отступать от требований некоторых дорожных знаков и пунктов правил. Однако только в тех случаях, когда погрузчик занят работами и при этом проблесковый маячок включен. «Но когда эвакуатор находится в ожидании «жертвы», он не имеет права отступать от правил, — говорит Шкуматов. — А получается, что они регулярно стоят и под запрещающими знаками, и на тротуарах, и на зебре».
Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов настаивает, что эвакуаторы нужно лишить привилегий на дорогах и приравнять к остальным участникам дорожного движения. «Работают эвакуаторы безобразно, поставлено все на коммерческую жилу, — комментирует «Газете.Ru» ситуацию парламентарий. — С 15 сентября будут работать еще более жестко и масштабно, потому что собирают прибыль. Город заполнят эвакуаторы, которые будут только усложнять ситуацию. Они катаются и выискивают, кого бы эвакуировать.
Эвакуировать машины должны только в том случае, если они мешают проезду других машин или проходу людей, но у нас эвакуируют всех подряд, потому что это бизнес.
Сами эвакуаторы нарушают ПДД повсеместно. Мы видим, что на Тверской зачистили парковку от машин, но теперь там стоят эвакуаторы, которые также мешают проезду других автомобилей. Эвакуаторы паркуются на пешеходных переходах, тротуарах — жалоб нам поступает очень много. А ведь бум эвакуации еще впереди». Нилов с однопартийцами уже внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который в Москве и Санкт-Петербурге предусматривает для эвакуаторов штраф 10 тыс. рублей.