Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Счастье уже запланировано

Россия к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира, обещает Минэкономразвития в концепции развития страны до 2020 года

Россия к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира, станет лидером в научном и технологическом отношении, а ее граждане будут жить не хуже европейцев. Все это нам обещает Минэкономразвития в программе развития страны. Но это возможно, если страна захочет свернуть с сырьевого пути при высоких ценах на нефть.

Минэкономразвития обнародовало долгосрочную концепцию социально-экономического развития до 2020 года. Задачи, поставленные министерством на этот раз, сложно назвать неамбициозными. «Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран, — сказано в концепции. — К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта».

Одновременно с этим Россия догонит развитые страны по стандартам благосостояния. Так, среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности выйдет на уровень $20–30 тыс.

Страна станет мировым лидером в научном и технологическом плане — как минимум, по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. В связи с этим российская доля на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг будет «не менее 10%». Россия превратится «в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой».

Концепция уже согласована со всеми заинтересованными ведомствами и внесена в правительство. Завершить всю работу над программой Минэкономразвития рассчитывает к декабрю 2007 года.

Правда, ведомство Грефа предупреждает, что достичь этих заманчивых целей автоматически не получится. Всего МЭРТ рисует три сценария развития государства. Первый — «инерционный» — довольно мрачен.

Он предполагает продолжение экспортно-ориентированного курса, но без серьезного развития. В этом случае возможности роста будут зависеть исключительно от увеличения экспорта и сдерживаться медленным развитием трубопроводной инфраструктуры и недостаточным освоением новых месторождений. Конкурентоспособность отечественных обрабатывающих производств будет снижаться, а импорт расти. В таких условиях придется отказаться от новых долгосрочных приоритетных проектов, что усилит экономическое неравенство населения. Рост ВВП к 2015 году замедлится до 3–4%, а в последующий период и вовсе «стабилизируется» на 3%.

Второй сценарий тоже опирается на энерго-сырьевой экспорт, однако предусматривает развитие, использование конкурентных преимуществ и намеренное «укрепление сырьевой специализации России в мире».

В результате частно-государственного партнерства будет повышаться эффективность использования месторождений и проводиться разработка в новых районах добычи: это нефть Восточной Сибири и газ Арктического шельфа. Одновременно будут развиваться транспортная инфраструктура, которая обеспечит реализацию транзитного потенциала экономики. Ежегодный прирост ВВП составит 5,5–6% до 2015 года, потом вероятно замедление до 4,5–5,5%. Этот вариант выведет Россию на лидирующие позиции на мировых рынках энергоносителей. Однако он опасен тем, что сохраняет зависимость от цен на нефть и увеличивает общее технологическое отставание.

Третий сценарий назван «инновационным» и явно выступает фаворитом. Экономический рост здесь будет базироваться как на реализации конкурентных преимуществ в традиционных отраслях — энергетике, транспорте, аграрном секторе, так и на развитии новых наукоемких секторов.

Для этого доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составить не менее 17–20%, вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — не менее 2,5–3 процентных пунктов. Для сравнения, в 2006 году эти параметры составляли 10,5% и 1,3 соответственно. «Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности», — отмечают в министерстве.

Именно этот сценарий позволит сократить «разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния». Темпы прироста ВВП к 2015 году составят 6,1–6,3%, а затем поднимутся до 6,9%.

Само появление такой долгосрочной концепции — существенный шаг вперед. До этого Минэкономразвития выпускало преимущественно среднесрочные прогнозы на 3 года, сценарии которых строились исключительно в зависимости от различных уровней цен на нефть.

Дело было даже не в отсутствии желания, а, скорее, в понимании того, что долгосрочные проекты до этого были малоосуществимы, объясняет ведущий эксперт «Центра развития» Валерий Миронов. «Сейчас правительство получило в свои руки финансовые рычаги — ЗВР, Стабфонд. С этими деньгами можно что-то сделать. Если бы не было этого периода накопления, планы были бы менее амбициозными и сводились бы к нефти», — считает Миронов.

Но несмотря на кажущуюся очевидность выбора Минэкономразвития, эксперты затрудняются сказать, по которому из путей пойдет Россия. «Инерционный сценарий развития просто не нужен, — убежден Миронов. — В последнее время работа правительства активизировалась, поэтому в ближайшие 15 лет инерционное развитие просто невозможно. Явно, мы не будем наблюдать свободное развитие экономики в стиле Адама Смита, государственное вмешательство в нее неизбежно». Но главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает, что от первого сценария Россия еще не застрахована. «У нас структурная проблема, связанная с коротким горизонтом планирования», — говорит она.

«Частные предприятия не мыслят в категориях 10–15 лет, а без этого трудно перейти на инновационное развитие. Если эта логика планирования не изменится, мы будем обречены на инерционное существование, а идеи так и останутся проектами, существующими на уровне отдельных госкомпаний и госфондов».

Из двух других сценариев выбрать тоже непросто. Экспортно-сырьевой путь не так уж плох, полагают некоторые эксперты, ведь чем гоняться за инновационным «журавлем», лучше использовать те преимущества, которые уже в руках. Кроме того, нельзя исключать прочие факторы, влияющие на выбор. «Если победит крыло, представляющее в правительстве топливно-энергетическую сферу», то реализуется второй сценарий, полагает Миронов.

По инновационному пути Россия пойдет, «если победит крыло, традиционно сильное и набирающее в последнее время все больший вес», а именно — отвечающее за ВПК, связанное с научным развитием, авиа-, космическими и атомными технологиями.

«Это крыло делает упор на резкую модернизацию, связанную с ускоренной диверсификацией экономики», — отмечает Валерий Миронов.

Новости и материалы
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
Все новости