Минпромэнерго подготовило проект программы строительства и продвижения на рынке более полутора сотен отечественных самолетов на 2005–2008 годы. Документ называется «Комплексная программа продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок». Он отправлен на согласование в Минтранс и Минэкономразвития, после чего уйдет на подпись премьеру Михаилу Фрадкову.
Начальник отдела авиационной и морской деятельности министерства Владимир Бабкин сообщил «Газете.Ru», что документ разработан на основе предложений лизинговых компаний «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), которые они представили премьер-министру Михаилу Фрадкову в июне этого года на совещании в Воронеже.
Тогда ИФК и ФЛК заявили Фрадкову, что собираются построить более 130 самолетов, причем за государственный счет.
Речь шла о выпуске 15 Ил-96-300, 40 среднемагистральных Ту-204, 50 региональных Ту-334 и Ан-148, а также нескольких десятков самолетов для местных линий. Большая часть денег на их сборку должна быть выделена из федерального бюджета: $900 млн в качестве инвестиций и $1,5 млрд на увеличение уставных фондов лизинговых компаний. Всего для выполнения программы нужно $3,3 млрд, но оставшиеся $900 тыс. компании обещают привлечь самостоятельно, в частности, в виде кредитов в банках.
Пока не известно, получат ли ИФК и ФЛК запрошенную сумму. Но какие-то деньги Фрадков им в ходе визита в Воронеж выделить обещал. В Минпромэнерго говорят, что ответ на этот вопрос появится после согласования проекта «Комплексной программы» в Минэкономразвития и Минтрансе. В указанных министерствах пока не комментируют притязания авиастроителей и лоббирующих интересы отрасли чиновников Минпромэнерго.
Лизинговые компании утверждают, что государство от такого проекта окажется в выигрыше: по их подсчетам, в результате реализации программы федеральный бюджет получит доход в $5,1 млрд, частично деньгами – в виде налогов, но по большей части за счет увеличения капитализации авиакомпаний, принадлежащих государству. Эффективность проекта составит не менее 30%, утверждает глава ИФК Александр Рубцов.
К 2008 году — при успешной реализации программы — авиапром выйдет на самофинансирование. Планы гигантоманов-строителей нарушает мелочь: пока не ясно, кто именно из отечественных перевозчиков будет покупать произведенные за государственный счет самолеты.
«Газете.Ru» в министерстве заявили, что потребность в 135 самолетах оценивали путем сведения данных о нуждах всех авиакомпаний, с учетом возможностей авиазаводов и лизинговых компаний. Но назвать потенциальных заказчиков постеснялись. Пояснили только, что машины не останутся без покупателей.
Российские авиакомпании весьма скептически отностятся к успехам отечественного авиапрома и предпочитают закупать подержанные иномарки. UTair недавно провела конкурс, выбрав ATR-42 в качестве регионального самолета. Аналогичный тендер намерен провести «Аэрофлот», а парк «Трансаэро» вообще состоит только из самолетов производства Boeing.
Вероятнее всего, заявки в Минпромэнерго заполнили авиакомпании, в уставном капитале которых участвует государство. Также авторы документа могут рассчитывать на «Аэрофлот» и «Трансаэро», которым придется выполнить условия соглашений с Минэкономразвития. Пять лет назад МЭРТ разрешило им беспошлинно ввезти зарубежные самолеты в обмен на обещания закупить российские машины на сумму предоставленных преференций.
В этом году действие соглашений министерства с этими двумя авиакомпаниями истекает, но условия документа до сих пор не выполнены. Поэтому МЭРТ подготовило иск в Арбитражный суд к «Трансаэро» с требованием либо купить 10 Ту-204 на сумму $300 млн, либо уплатить эти деньги в федеральный бюджет.
«Аэрофлоту» удалось пока отделаться внушением, но если он в ближайшее время не закажет девять Ил-96 на $400 млн, то и против него можно возбудить дело и в судебном порядке потребовать закупки российских судов.