Сегодняшнее заседание суда по объединенному уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова было одним из самых коротких за время процесса. После представления справок о состоянии здоровья подсудимых Лебедев запросил свою справку для ознакомления. Внимательно ее оглядев, он объявил, что сегодня никто из врачей с ним не общался и справка была готова еще до его выхода из камеры. Он попросил суд занести его заявление в протокол. Выглядел Лебедев сегодня плохо – он опять переоделся в спортивный костюм и устало держался за прутья решетки, когда вставал для заявлений.
Далее обвинитель продолжил декламировать недочитанный вчера многостраничный текст бухгалтерско-экономической экспертизы, которая была проведена по заказу Генпрокуратуры в августе 2003 года аудитором ООО «Внешаудитконсалтинг» Всеволодом Елояном и безработным Павлом Куприяновым – бывшим экспертом МНС по крупнейшим налогоплательщикам и налогонеплательщикам. Вчера обвинитель Дмитрий Шохин читал четыре часа, всех усыпил таблицами и цифрами, но до самого главного – выводов — так и не дошел. Эксперты должны были ответить на вопрос: какую прибыль получило бы ОАО «Апатит» за период с 2000 по 2002 год, если бы продукция реализовывалась внутри страны без посредников, а при экспорте по цене $45 за тонну (подсудимые, как считает следствие, сбывали эту продукций по заниженным ценам). В итоге, как сегодня зачитал прокурор, эксперты заключили, что упущенная прибыль «Апатита» в период с 2000-го по 2002 год составила 6 млрд 168 млн рублей, а чистая прибыль предприятия за январь-сентябрь 2002 года при соблюдении указанных условий составила бы 2 млрд 197 млн 466 тыс. рублей. То есть чистая прибыль была занижена, что, по данным обвинения, нанесло ущерб государству как акционеру этого предприятия, а также другим его собственникам.
Пока гособвинитель читал документы, Платон Лебедев вспомнил еще об одном заявлении, которое он хотел сделать. Его выступление касалось ежедневников, которые к смеху окружающих на прежних заседаниях зачитывал прокурор Шохин.
«В связи с распространяемыми СМИ сведениями, что в материалах дела опубликованы данные некоего еженедельника Лебедева, вынужден заявить, что еженедельника Лебедева в деле нету», — сказал Лебедев, держа в руках последний номер «Новой газеты».
Лебедев добавил, что прокурор неаккуратно воспроизводит некоторые документы, не исполняя тем самым требований УПК о представлении доказательств, что и вызвало некоторую путаницу в ряде СМИ. В случае, если у суда есть сомнения в авторстве этих документов, заявил подсудимый, он сам готов участвовать в их экспертизе. Однако, по его мнению, Генпрокуратура все же установила авторов «ежедневника Лебедева», но скрывает его от всех.
Кому принадлежал датированный 1997 годом ежедневник с логотипом «МЕНАТЕП» на обложке, Дмитрий Шохин действительно не говорил. Зато подробно зачитывал важные доказательства из этих листков: «Совещание. Нефть. Трубы», «Коралл. Джой. Апатит-продукт», «Отпуска. Крайнов с 15-го» (третий подсудимый по объединенному делу – гендиректор АОЗТ «Волна» Андрей Крайнов) и т.д. Прокурор скрупулезно зачитывал все начертанные в ежедневнике схемы: «От слова «Роспром» идет стрелочка к слову «ассоциации», от нее еще одна стрелочка к двум буквам R-X, а от нее к слову «приватизация». При этом самого убедительного доказательства не привел – надпись «ПИВО» в верху листка так и не была зачитана прокурором.
После того как Лебедев закончил зачитывать заявление, прокурор спокойно продолжил бубнить. На этот раз в его речи фигурировали технический план плавательного бассейна и спортивного комплекса, технический паспорт гостиницы «Северная» с планом первого и второго этажей и другие не менее важные доказательства вины Ходорковского и Лебедева.
Послушав речь прокурора примерно до 12.40, судья Ирина Колесникова объявила перерыв до 12 августа. Судья так и не разъяснила причины, по которым заседание было отложено почти на неделю.