С людьми надо разговаривать внятно, как с детьми или опасными сумасшедшими. Тогда до них доходит. Для этого надо обладать определенным терпением и любовью к этим самым людям. У Пауло Коэльо хватает и того и другого. У этого человека хватит терпения дождаться момента, когда трупы всех его врагов проплывут вниз по течению великой реки жизни. Его любви хватит, чтобы загнать в свет каждую заблудшую душу.
Слухи о том, что Коэльо написал эротический роман, наполнили душу каждого читающего человека томлением и негой. Одни ждали новую книгу любимого писателя, которая обещала идеальное сочетание приятного с полезным. Другим казалось, что Коэльо, как человек безусловно мужественный, перестал наконец прятаться за спины алхимиков и воинов света и открыто сделал то, что делал всегда, – махровый дамский роман.
Однако «11 минут» оказались сочинением более прихотливым, чем любые предположения. Сюжет напоминает газетный очерк: жила-была в Бразилии девочка, потом она выросла, поехала в Европу танцевать самбу, а вместо этого стала проституткой. Сильный характер помог девочке не скатиться на дно, не спиться и не подхватить СПИД – напротив, она заработала денег на маленькую ферму, нашла истинную любовь и познала себя. Конец книжки счастливый.
Вот так бразильская жена нашла свое счастье, не потратив ни копейки денег…
Простая история, как всегда, служит поводом для обобщений. Работая в тишине и покое борделя, героиня настойчиво размышляет про 11 минут – примерно то время, что занимает любовное соитие без учета возни со штанами, болтовни, зажигания свечей и открывания шампанского. Она выслушивает пространные рассуждения о клиторе знакомой библиотекарши, сосредоточенно строит планы и тяжело работает. Так, капля за каплей, клиент за клиентом, происходит ее алхимическое превращение в воина света. Она пройдет через краткое падение в сумрачное садомазо, с упрямством вьючного животного будет покупать книги по сельскому хозяйству для будущей фазенды, обретет себя и постигнет природу любви.
А Пауло Коэльо снова доказал свою безусловную гениальность.
«История О», например, так и осталась эротическим пшеном, маргинальными почеркушками на полях большой литературы – и все потому, что автор вслед за Фрейдом предполагал, что у человека есть только пол. Коэльо верит, что у человека есть еще и душа, но, в отличие от Достоевского, клитор не отвергает. Поэтому он пишет книгу для души с клитором – а что может быть достойней и успешней? Непонятно, почему он умолчал про точку G – кажется, это более модно.
Впрочем, за модой Коэльо не гонится. Больше того, он вернул нам потерянную было традицию – назидательную литературу учителей жизни. Он, конечно, не французский моралист, он бразильский моралист. Это убавляет тонкости, но прибавляет решимости и напора. В сущности, писателей сегодня – как селедок в норвежских фьордах, а учителей жизни – только Коэльо и Саддам Хусейн, сочинивший роман «Забиба и царь».
При всей разнице формы литература Коэльо вообще и «11 минут» в частности очень похожи на сочинение иракского тирана. И там и там – секс, экономика-политика, любовь и долг, а самое главное, эти книги предназначены не для чтения. Их нужно впитывать каждой порой, переплавляясь в высшее существо.
Это лишний раз доказывает, что из Коэльо получился бы отличный диктатор – просвещенный правитель, ведущий свои стада к свету.
Впрочем, в отличие от «Забибы и царя», «11 минут» вполне можно включить в школьную программу. Доходчивое и внятное проговаривание банальностей, на котором стоит литература Коэльо, – это жест самоотречения со стороны писателя ради блага читателя. Ей-богу, такому человеку можно доверить наших детей. Ведь каждая девочка на земле должна знать, что если она будет читать правильные книги, иметь хороший план и много трудиться, она обретет счастье, любовь и свободу.