В понедельник адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших в результате захвата театрального центра на улице Мельникова, сообщил «Газете.Ru» о том, что он готовит ряд новых исков к правительству Москвы. Они будут поданы 16 декабря в Тверской суд столицы и присоединены к искам восьми граждан из числа бывших заложников и их родственников, которые требуют компенсации морального и материального ущерба на общую сумму в $7,5 млн. На предварительном слушании суд назначил рассмотрение этого дела на 24 декабря, и по закону до этого времени число исков, действительно, может возрасти.
До передачи документов в суд Трунов отказался называть имена новых заявителей и требуемые ими суммы, хотя и дал понять, что речь идет по меньшей мере о десятке человек.
По его словам, «целый поток» желающих подать иск к столичным властям направился к нему после заявления Мосгордумы о том, что жизнь в городе существенно подорожает, если по решению суда бывшие заложники и их семьи получат всю сумму компенсации. «Эти слова были сказаны для того, чтобы пострадавшие отказались от своих требований, но вызвали у людей прямо противоположную реакцию», — отметил адвокат. Среди потерпевших нашлись те, кто объединил истцов в группу и наряду со своим взялся представлять и их претензии. «Ко мне поступили и коллективные обращения от бывших заложников и их близких», — отметил Трунов.
Как уже писала «Газета.Ru», основанием для предъявления исков к столичному правительству служит 17-я статья федерального закона о борьбе с терроризмом. Из нее следует, что возмещение морального и материального вреда пострадавшим производится за счет средств субъекта федерации, на территории которого был осуществлен теракт. При этом закон освобождает от судебного преследования спецслужбы, чьи действия по освобождению заложников привели к человеческим жертвам.
Однако, как выявил недавний опрос ВЦИОМ, три четверти россиян считают, что именно руководства ФСБ, МВД и других силовых структур должны нести ответственность, правда, не за последствия теракта, а за то, что террористы смогли беспрепятственно проникнуть в центр Москвы.
При этом четверть опрошенных полагает, что милиция и спецслужбы сплошь коррумпированы, и от того, что кого-то снимут, ничего не изменится. Еще четверть уверена, что для обстоятельного расследования теракта требуется время, а пятая часть российских граждан не видит причины для привлечения к ответственности спецслужб, так как они проявили себя хорошо при штурме здания. 19% опрошенных думают, что власти не решаются трогать спецслужбы, потому что сами зависят от них.
В ходе исследования также выяснилось, что 78% граждан склонны считать, что здание театрального центра надо было штурмовать в любом случае, и лишь 12% придерживаются мнения, что для спасения жизней следовало идти на уступки террористам.
В целом удовлетворительными находят результаты по освобождению заложников чуть более половины опрошенных, успешными – 23%, неудовлетворительными – 19%. Главной причиной человеческих жертв при штурме, по оценке 32% россиян, стала плохая организация эвакуации и помощи заложникам, а 31% в качестве причины указали на неумеренное применение газа. Кроме того, 19% опрошенных объясняют гибель людей провокационными действиями террористов, и 10 % — неподготовленностью штурма. Кстати, применение усыпляющего газа полностью оправдали 49% респондентов, тогда как 36% полагают, что спецслужбам следовало найти более безопасные методы освобождения заложников.
Спустя почти полтора месяца после трагических событий в Москве выяснилось: более половины россиян убеждены, что знают только часть правды о захвате заложников. Почти четверть считает, что власти скрывают правду, и примерно десятая часть опрошенных убеждена, что им сообщили всю правду о теракте.